Истории

Небо в алмазах для молодых

Владимир Войнович за три дня в Петербурге успел побывать на открытии Дня Д в K Gallery. Презентовал собственную выставку живописи в музее Печати. Встретился с поклонниками в Большой хоральной синагоге.

Войнович – не случайный гость Дня Д, он был хорошо знаком с Довлатовым. Встречался с ним в Европе и в США. Оба писателя сотрудничали  в свое время с «Радио Свобода». «Хороший писатель», - лаконично отозвался о Довлатове Войнович.

Вернисаж живописи  Войновича в Музее печати плавно перетек в разговор о том, как писатель стал художником. Войнович много раз рассказывал эту историю, но, похоже, повторять  ее доставляет Владимиру Николаевичу удовольствие. Ему тогда было 62 года. Сидел дома перед телевизором, над которым висела картина, писать было лень, телевизор надоел, а вот картина привлекла внимание – фон показался каким-то не таким. Пошел в магазин за красками, вернулся, подправил фон. После этого три года не сочинял, только картины писал. Кстати, его живопись с успехом продается.

Яркие цвета, ироничные сюжеты, портреты женщин с собачками, автопортреты тоже есть. Вот, например, такой –  в розовой рубашке, без брюк, лишь в семейных красных трусах стоит писатель рядом с большой бутылкой, из нее торчит роза под цвет трусов.

«Наивное искусство – это искусство человека, который наивно думает, что он художник», - говорит он. «Я люблю живопись реалистическую, с некоторыми отклонениями, Ренуара, раннего Пикассо, позднего не люблю», - рассказывает Владимир Николаевич.

На встрече в Музее печати Войновича спрашивал о картинах, даже о том, не снятся ли они ему. Оказалось, что иногда бывает. А в Большой хоральной синагоге перед началом встречи предупредил, как это у нас теперь принято, что о политике говорить не будем. Но с Войновичем можно говорить о чем угодно, все равно это человек абсолютно свободный.

Он и в Музее печати, и в синагоге рассказывал о том, что в конце сентября выходит его новая повесть «Фактор Мурзика». Действие происходит в некоем губернском городе, где живет типичное население и терпит всю жизнь. Терпит-терпит, и, казалось бы, ничто не предвещает, что терпеть перестанет. Но вот городской кот Мурзик, который по «зебре» на зеленый свет мирно переходил дорогу, становится жертвой ДТП – на него наезжает автомобиль губернаторского сынка. И гибель Мурзика становится каплей, переполнившей чашу терпения людей.

Корреспондент MR7.ru задал писателю традиционный русский вопрос «что делать?» Войнович ответил: «Надо пережить. Это сложный вопрос – что делать нам всем. Каждому надо жить по его самоощущению и восприятию самого себя в жизни – чего он хочет от жизни и каким образом он хочет этого добиться». 

Разговор шел накануне всеобщего дня голосования, когда в ряде регионов России готовились к муниципальным выборам, поэтому корреспондент MR7.ru спросил писателя, считает ли он, что с помощью выборов ситуацию в стране можно изменить: «Участвовать или не участвовать в выборах – тут я советов не даю, но сам уклоняюсь почти от всех выборов, потому что не верю, хотя, может, в муниципальных выборах смысл есть, а вот в «больших» пока что нет никаких шансов выбрать тех, кого вы хотите, но если вы чувствуете, что надо идти, то идите».

В сатирическом романе Войновича «Малиновый пеликан» происходят невероятные события, некоторые, правда, в воображении или в снах главного героя, одно из таких событий – революция. Но в действительности, по мнению Войновича  «надо набраться терпения, революции никакой не может быть у нас, потому что нет никаких революционных сил, могут быть какие-то отдельные вспышки, отдельные бунты, которые будут неизбежно подавлены».

Вся надежда на эволюцию: «Эволюция происходит сама собой, за счет ухода с политической сцены или из жизни действующих правителей, вот Сталин умер – стало лучше, Брежнев умер - стало лучше, у меня есть пьеса, в которой говорят: «Вот прокурор умрет, все будет хорошо». Прокурор умирает – все остается по-прежнему, тогда стали говорить, что вот судья умрет. В общем, те, кто помоложе, увидят еще небо в алмазах».

share
print