Истории

Государство кривых зеркал

Осень 2017 года ознаменовалась очередной порцией замен губернаторов на врио. Парадоксальность принятия решений уже отошла на второй план, став привычным абсурдом внутренней политики в РФ. Получилось, увы, как обычно, криво – вертикаль за 18 лет так и не достроили, а горизонталь уничтожили напрочь.

Осенний «губернаторопад» - так описала ситуацию, пожалуй, самый яркий специалист по региональному развитию в России, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Впрочем, как замечает она на сайте московского центра Карнеги, «серия замен губернаторов обсуждается как большая политическая новость, хотя «залповая» кадровая политика Кремля уже стала рутиной».

Вперед в прошлое

И действительно, если посмотреть в учебник новейшей истории России или просто вспомнить, то активно за губернаторов взялись в первые два года президентства Дмитрия Медведева. Тогда были заменены более 30 губернаторов. Но в том случае, это более-менее понятно – новый президент выстраивает команду под себя. Сейчас же ситуация несколько иная.

Попробовав весной этого года «на зуб» сей способ замены избранных губернаторов на назначенных врио и увидев осенние результаты на выборах, в администрации президента (АП) признали опыт успешным. Разве что решили увеличить срок «обкатки» новых врио до года. Но здесь виной не проверка на «справится – не справится», а мартовские выборы президента.

Вообще в стране создалась уникальная ситуация. Парадокс заключается в том, что в регионах, даже проголосовав за того или иного кандидата в губернаторы, когда появляется очередная серия ротаций, разве что не молятся, чтобы президент сменил и их губернатора. Впрочем, если не сменят, то, уверяю вас, эти же самые стяжатели спокойно, на следующих выборах, проголосуют за него же.

Но вот не пойму другого. Если жители региона восемьюдесятью, а то и более процентами избирают того или иного губернатора, то что же они не выходят на улицу и не просят его остаться? Ведь чтобы избежать конфликта принятых решений с законом, его заставляют писать заявление «по собственному желанию». А как же желание электората видеть у себя такого начальника региона?

Тут все просто – избирательная машина в авторитарном государстве настроена так, что победить может только желательный для власти кандидат.

Кадровый креатив

Вернемся к губернаторопаду. Зубаревич, памятуя и о медведевских назначенцах и о зачистках губернаторов за год до восстановления системы выборов в 2012-13 годах отмечает: «В главном схема воспроизводится – в отставку отправляли губернаторов с низким рейтингом доверия населения и конфликтами элит в регионах, что создает риски накануне президентских выборов. При этом не важно, в чем причина плохих рейтингов: в низком качестве управления регионом или во внешних экономических шоках».

Есть и еще одна причина перестановок – многоходовые цепочки. Мы все прекрасно помним, как убирали с губернаторского поста Валентину Матвиенко. Сначала ЕР всей своей мощью «наехала» на Сергея Миронова, вынесла его с поста председателя Совета Федерации. Затем тайные выборы в Красненькой речке. Через неделю – сенат, а еще через пару дней - председательство в Совфеде. Красота! Снимаю шляпу.

Наталья Зубаревич приводит другой пример: «Администрации президента нужно было освободить для своего человека место секретаря Общественной палаты, поэтому прежний ее руководитель был десантирован на пост губернатора Удмуртии, хотя никакого отношения к республике не имеет».

Весьма вероятно, что грядет еще одна многоходовочка. После того как на минувшей неделе глава фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев сменил на посту руководителя Дагестана Рамазана Абдулатипова, вакантным оказалось кресло лидера фракции. Накануне им был избран Сергей Неверов, который до этого был на должности секретаря Генсовета партии «Единая Россия».

В числе претендентов на освободившееся кресло секретаря, помимо других, прочат губернатора Псковской области Андрея Турчака. И вроде бы там не смущаются тому, что Турчака подозревают в заказе на жестокое избиение журналиста Олега Кашина – у нас и не такие руководят в некоторых регионах.

То ли в Москве кадровый голод, то ли решают вопрос «двух зайцев». Есть, конечно, и подковерная история – за Турчаком, несмотря на его молодость, стоят определенные силы, причем далекие от Вячеслава Володина, который до сих пор сохраняет влияние на «Единую Россию». Правда называются и другие кандидатуры. Генсовет должен собраться по этому вопросу через две недели.

Технари и чекисты

Новичков губернаторского корпуса можно поделить на две категории: молодые технократы и силовики, в основном из ФСО. Из молодых технократов, как отмечает Зубаревич,  успешную карьеру в своем регионе начинали только новый глава Пермского края Решетников, работавший затем в Минрегионе и московской мэрии, и бывший мэр Самары Азаров, назначенный врио губернатора Самарской области после трех лет прозябания в Совете Федерации.

«Единственное исключение из тренда на омоложение – назначение губернатором Красноярского края Усса, занимавшего до этого пост главы законодательного собрания. Кремль не рискнул экспериментировать с омоложением в огромном и сложном регионе, где сосредоточены активы крупнейших российских компаний. Был выбран лидер, укорененный в местной элите и умеющий взаимодействовать и договариваться с разными группами бизнеса и населения».

Эфэсошники – «тренд не новый, - анализирует профессор. – Федеральные власти опять наступают на те же грабли. В начале 2000-х, еще в период выборов губернаторов, ими стали армейский генерал Шаманов в Ульяновской области, глава регионального ФСБ Кулаков в Воронежской области, а до этого – генерал Лебедь в Красноярском крае и его брат, также военный, в Хакасии.

Результаты оказались печальными: явная управленческая некомпетентность, конфликты с местными элитами, назначение на высокие должности варягов, нацеленных на распил бюджетных средств (в Ульяновской области поураганили выходцы из компаний Никиты Михалкова). Очевидно, что компетенции силовиков иные, навыков хозяйственного и политического управления у них нет.

Также непредсказуема судьба выходца из МВД Васильева. И дело тут не в его погонах, а в собственно регионе – сложном и этнически весьма пестром. «Риски такого решения очень велики – оно унижает элиты республики. Но Кремль, видимо, этого не понимает или рассчитывает на силовые методы решения проблем Дагестана. Если генерал-губернаторство будет воспроизводиться и в других республиках Северного Кавказа, рост напряжения там неизбежен», - уверена Зубаревич.

Как избавиться от неугодных

Ну а в целом по стране мы видим воочию, как федерация неумолимо движется к унитарному государству, а институт выборов, возрожденный на волне протестов 2011-2012 годов, полностью выхолощен и представляет собой кривую декорацию, за которой все всех назначают. Причем власть долго подбирала ключи к решению этого вопроса. Сначала губернаторов увольняли, потому как те были назначенцами. Лужков не стал идти по собственному – утратил доверие и на пасеку. Матвиенко с величайшим трудом, но согласилась – перевели в сенат. Потом, в 2014–2017 годах, просто сажали: Юрченко, Денин, Хорошавин, Гайзер, Белых, Соловьев, Маркелов.

Сейчас же, видимо с приходом в АП Кириенко, губернаторам дали все-таки некую альтернативу: либо посадим, либо - по собственному. Хорошо хоть не убили, скажете вы и будете правы. Но, главными нормативами ГТО для глав регионов являются не экономические показатели, но хорошие нужные результаты на выборах ГД и президента, лояльность к президентской администрации и к госкорпорациям.  Это совсем невнятные правила игры для губернаторов.

«Ни одно из принятых в 2017 году решений о кадровых перестановках не было основано на экономических результатах развития регионов. Самая тяжелая ситуация с бюджетом (огромный долг и устойчивый дефицит) в республиках Мордовия, Хакасия и Кабардино-Балкария, но их главы сохраняют свои должности», - напоминает специалист.

И получается, что прежние политические правила не работают: в регионе не должно быть заметных протестов населения, нужно показывать хорошие результаты на федеральных выборах и еще выполнять указы президента. Отставленные губернаторы в основном этим правилам следовали.

Между молотом и наковальней

В тоже время есть нечто иное, извращенческо-людоедское, продолжает Зубаревич:

- Резко сжались и возможности губернаторов в отношениях с крупными компаниями как главными экономическими акторами в регионе. В начале 2000-х губернаторы более развитых регионов были либо арбитрами, пытавшимися сбалансировать интересы разных бизнес-групп в регионе и контролировать соблюдение договоренностей, либо играли на стороне одной из крупных групп. Первый вариант лучше обеспечивал стабильность развития, второй чаще всего приводил к конфликтам и экономическим потерям для региона.

По мере огосударствления крупного бизнеса в России и после отмены губернаторских выборов роль глав регионов резко снизилась. Крупные компании, особенно контролируемые государством, теперь решают свои проблемы в Кремле и Белом доме. Восстановление губернаторских выборов ничего не изменило, рычагов влияния на инвестиционные решения крупных компаний у губернаторов почти нет.

Возврат к выборам губернаторов не привел и к повышению политического веса глав регионов, барьером стала вертикаль власти. Глав регионов можно в любой момент отправить в отставку и даже начать уголовное преследование. Высокий уровень поддержки населения на губернаторских выборах ничего не значит, его можно обеспечить электоральными технологиями.

Чем это закончится – непонятно. Пока же в России сформировалась имитационная система выборов в условиях электорального авторитаризма, все более жестко ограничиваются полномочия региональных властей и усиливается федеральный контроль, в том числе силовой. Зубаревич дает четкое определение: «Губернаторы превращаются в козлов отпущения, отвечающих за проблемы, созданные в основном решениями федеральных властей».

Ну а выйдет ли федерализм из спячки или так и будет гнить у подножия Кремля, нам предстоит посмотреть. Неуклюжесть системы, когда губернаторы, фактически, назначаются и сами они все менее самостоятельны и более безоружны, вряд ли является устойчивой субстанцией. А значит, не ровен час, может и развалиться.

Пока же произошла осенняя замена уже десяти губернаторов. Говорят, сегодняшняя отставка губернатора Ивановской области Павла Конькова станет последней в этом цикле. Следующую порцию ждем уже после мартовских президентских выборов.

 

share
print