Партнерский материал

«70-Е. СО_ПРИ_ЧАСТНОСТЬ». ЛЕНИНГРАДСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1970-Х ГГ.

Межмузейная художественная выставка «70-Е. Со_при_частность» приурочена к 40-летию Санкт-Петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», который открылся в 1977 году экспозицией ленинградских художников. С этим событием связан выбор темы выставки – ленинградское изобразительное искусство 1970-х.

Появление такого выставочного пространства, как «Манеж», было определено потребностью времени. После относительно либеральных шестидесятых годов, когда ослабла цензура, когда появилась возможность познакомиться с выставками современного искусства, прочитать ранее не печатавшиеся отечественные и европейские литературные произведения, познакомиться с шедеврами мирового кино, в стране пробудился невиданный интерес ко всем видам искусства - и зарубежного, и отечественного. Для мастеров искусств это время стало своеобразным периодом возрождения, может быть точнее, пробуждением. Уже в шестидесятые годы они заговорили в полный голос, и в семидесятые процесс было не остановить. Писатели, деятели театра и кино, музыканты, мастера изобразительного искусства как бы вдохнули в свое творчество жизнь, одухотворили его. Изменилась тематика искусства. Оно обратилось к общечеловеческим проблемам. Художники, в какой бы области они не работали, искали выразительные приемы, не слепо следующие натуре, а помогающие создавать художественный образ.

Выставка «70-Е. Со_при_частность»  передает как богатое художественное и философское наполнение периода 1970-х, так и особенный аромат эпохи, причем сделать это не столько декоративно-дизайнерскими средствами, а в большей степени с использованием аутентичных экспонатов и уважительным отношением к исторической достоверности.

Можно говорить об этой выставке, как о попытке с позиции современности, с расстояния 40 лет соприкоснуться с художественной жизнью 70-х. С одной стороны, беспристрастно взглянуть извне, а с другой стороны, всецело погрузиться в этот период с его художественным разнообразием, с философским поиском возможностей интерпретаций вечных тем, с безграничной человечностью сюжетов, с особым восприятием красоты и стремлением к духовному идеалу. Поэтому не случайно слоганом выставки выбрано глубокое и многозначное понятие «Сопричастность».

Сопричастность как единство в контексте этой выставки может восприниматься как объединение в одном пространстве разных школ и направлений в искусстве 1970-х. Этимология слова наводит на мысль о причастии, как становления одним целом, частью единого культурного пространства уникального периода в истории искусства, о которой рассказывает выставка. Эта идея включенности зрителя в художественную жизнь 70-х. Наконец, Со_при_частность – это призыв видеть частное, то есть личное, таким образом ставить во главу экспозиционного решения выставки индивидуальность автора, его творческий потенциал и художественное решение.

На выставке представлено произведение «Сопричастность» из собрания Русского музея, написанное народным художником РФ Андреем Яковлевым в 1977 году. В год открытия ЦВЗ «Манеж». Написана работа в уникальный период 70-х, когда было возобновлено строительство БАМа, и рассказывает об удивительных событиях в истории России – народный подъем, связанный с масштабным проектом. В данном случае можно говорить о перекликающихся содержательных мотивах картины «Сопричастность» и дизайнерской идее художественно представить выставку как процесс монтажа, построения пространства, стройки, складывания пазла, что отражает общую социально-культурную тенденцию 70-х. Той эпохи, когда гараж был преобразован в Центральный выставочный зал и состоялся первый монтаж выставки ленинградских художников.

На выставке представлено около 400 произведений более 150 художников: живопись, графика, скульптура, фотография. Выставка позволяет представить масштабную картину ленинградского искусства, включающую отдельные разделы и вместе с тем объединяющую все это разнообразие в единое целое петербургской художественной культуры, занимающей свое особенное место в культуре страны и мировой культуре. Своего рода «Со_при_частность» мировой истории. Помимо несомненного художественного интереса выставка имеет значение исследовательское, дает материал для исторического, художественного, социального и культурно-антропологического анализа, как зрителям, так и специалистам.

share
print