Истории

Первая остановка – Фонтанный дом

В Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме сегодня, 17 октября, – последний день работы уникальной выставки «Ленинградская литография. Место встречи» - более ста работ 27 художников – участников ныне уже не существующей,  а некогда знаменитой Ленинградской экспериментально-литографской мастерской.

Выставку в музее Анны Ахматовой приурочили к 55-летию двух других выставок – в Лондоне и Нью-Йорке, когда лондонскому галеристу и арт-дилеру Эрику Эсторику в 1961 году удалось не просто приехать в Ленинград, встретиться с художниками, которых никак нельзя было назвать «соцреалистами», но и  убедить советских чиновников от культуры  сделать заказ на печать литографских альбомов и вывезти работы для показа на Запад. В СССР «культурные начальники» впервые увидели – советское неангажированное искусство интересно западной публике, мало того, оно продается за твердую валюту и спрос есть.

Татьяна Решетова,  художник, одна из создателей нынешней выставки и вдова художника Григория Израилевича – одного из 27-ми авторов работ для тех зарубежных выставок, вспоминает, что советские начальники долго решали, как же платить-то художникам.  «Когда Эрик Эсторик приехал и закрутилось дело с печатью литографских листов и выставкой, то был переполох, ведь раньше никто никому ничего не продавал на Запад, не знали, как платить, в рублях, в валюте, в итоге решили - с десяти долларов за лист художнику выплачивать девять рублей, - вспоминает Решетникова (учитывая тогдашний курс доллара и то, что в СССР вообще нельзя было свободно купить валюту, эта цена для художников была весьма неплохой. – Прим. ред.). – Анатолию Каплану  заказали сто пятьдесят оттисков, а моему мужу Грише – сто штук оттисков его «Вазы с цветами», он напечатал, но тогдашний председатель Ленинградского Союза художников Серов запретил вывоз  оттисков Гришиной работы, сказав, что она позорит советское искусство».

И вот спустя полвека под сводами Фонтанного дома удалось собрать работы всех 27 художников – ярчайших имен –Льва Британишского, Юрия Васнецова, Александра Ведерникова, Бориса Ермолаева, Григория Израилевича, Анатолия Каплана, Валентина Курдова, Веры Матюх, Герты Неменовой и других мастеров – более 100 работ из фондов музея и частных собраний Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка.

Николай Кононихин, петербургский коллекционер и искусствовед, один из создателей выставки «Место встречи», впервые услышал историю о зарубежных выставках 1961 года от Веры Матюх более двадцати лет назад и с  тех пор думал о том, как показать работы художников снова, рассказать о тех давних выставках, которые буквально просочились сквозь железный занавес. Это удалось сделать лишь сейчас, выставку в Фонтанном доме готовили более полутора лет, издан двуязычный каталог, ведь, как надеются создатели выставки, среди которых Мария Шток из Нью-Йорка, Фонтанный дом – это первая остановка, далее удастся показать выставку в Лондоне и в США.

Татьяна Решетникова рассказала, что очень хотела бы показать ее и в Германии. В Лейпциге хранится большая коллекция из Ленинградской экспериментально-литографской мастерской, потому что в 60-е годы Лотар Больц, тогдашний министр иностранных дел ГДР, ежегодно приезжал в Ленинград, в мастерскую, художники ему дарили работы.

Мастерская перестала существовать уже давно, сначала ее перевели из Ленинградского Союза художников на Песочную набережную, а потом и вовсе закрыли, уничтожены и камни, с которых делались оттиски, ставшие теперь предметом коллекционирования.

 

share
print