Истории

«Мест нет» снова покажут в Аннекирхе

Спектакль «Мест нет» покажут в Петербурге 14 ноября в семь вечера в Аннекирхе — в рамках форума независимого театра «Площадка».

«Мест нет» — спектакль, созданный драматургом Анной Сафроновой, режиссером Дмитрием Крестьянкиным и молодыми актерами — о том, что мы все теперь знаем, что такое терроризм, что такое теракт и что никто не застрахован — жертвой террориста может стать каждый, такой нынче мир.

Аннекирхе, знакомая тем, кто постарше, как кинотеатр «Спартак», уже давно отдана лютеранской общине, но пережила пожар и возрождается медленно, ее стены до сих пор закопчены, в ней холодно и полутемно. Аннекирхе как будто находится на границе миров — живого и мертвого.

Нет, этот спектакль — не про 3 апреля в Петербурге, хотя пространство, где разворачивается действие, построено так, что ассоциация с вагоном метро очень явная. Люди, которые в этом «вагоне» — такие же разные, как и те, кто оказался в вагоне петербургского поезда — профессия, интересы, опыт у каждого уникальны. Но драматургия выстроена так, что каждый из них может оказаться как жертвой так знакомым или родным жертвы теракта. Захлебываясь и торопясь, почти крича они говорят о своих страхах, о своей жизни. Но остались ли они в живых? Что стало с ними?

— Мы хотели говорить о человеческом страхе террора, этот страх стал частью нашей жизни. Если даже вы не были рядом, и с вами и вашими родными и друзьями все в порядке, все равно каждый теракт отражается на нас. Как с этим жить, осознавая угрозу и опасность, то, что ты, лично ты — настолько уязвим? — рассказал Дмитрий Крестьянкин корреспонденту MR7.ru еще в октябре, перед премьерой, состоявшейся тоже в Аннекирхе.

_A6LVXYRLlE

Это случайность — тебя приглашает девушка пойти куда-то вместе, а ты вот вроде соглашаешься, а потом опаздываешь, не приходишь к назначенному часу. Но она торопилась, вовремя поехала, но не доехала именно она, потому что оказалась в эпицентре взрыва и погибла. И теперь ты с болью и тоской все прокручиваешь это воспоминание: как опоздал, не пришел, и ты жив, а ее нет больше. И не будет никогда. И можно сколь угодно терзаться — вот пришел бы раньше или позже и она разминулась бы со смертью, но ничего нельзя вернуть.

Создатели «Мест нет» делали универсальную историю о страхе и уязвимости, о пространстве внутренней свободы и об уникальности каждой человеческой жизни. Они вспомнили и «Подземку» Харуки Мураками — текст о террористической зариновой атаке сектантов в токийском метро, и трагедию «Норд-Оста», и ужас бесланской школы, когда жизнь сотен людей навсегда разделяется на «до» и «после».

В октябре, когда спектакль впервые показали в Аннекирхе, публику — а, в основном, это была очень молодая публика — попросили остаться и поговорить. Так было задумано изначально — после спектакля разговор с психологами, тоже молодыми людьми. Не о том, каким получился спектакль, а о том, как жить с этим страхом, который теперь уже в каждом из нас, хотя сообщения о терактах, происходящих в разных точках мира, увы, стали привычным информационным фоном. Остались после спектакля очень многие, хоть и было поздно, а в Аннекирхе холодно.

_A6LVXYRLlE

Оказалось, что говорить о страхе смерти и о собственной уязвимости многим людям необходимо, но не с кем. Один молодой человек сказал, что он вообще каждый день об этом думает, потому что сама дата его рождения — 11 сентября 2001 года — просто никогда не даст забыть. Другая девушка вспомнила погибшую 3 апреля этого года петербургскую художницу-создательницу кукол Ирину Медянцеву, они не были лично близко знакомы, но связаны по работе. И теперь память о погибшей стала частью жизни этой девушки.

Когда я собиралась в октябре посмотреть премьеру «Мест нет», то пригласила пойти со мной на спектакль и Александру Шнайдрук — ту самую девушку-волонтера, которая после 3 апреля создавала и помогала создавать в соцсетях группы помощи пострадавшим в метро, ездила по больницам, стала одной из тех, кто убедил петербургские власти найти возможность выплат на благотворительной основе тем пострадавшим, кто официально не был признан потерпевшими. Саша написала о спектакле на страничке в соцсети, разместила информацию в группах помощи. И, возможно, завтра среди зрителей спектакля увидим и некоторых из тех, кто пережил террористический акт в петербургском метро.

share
print