Культура

Как две Великих революции повлияли на культурное наследие

15 ноября 2017 16:13 Галина Артеменко
версия для печати
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) отмечает столетие Революции специальной программой «Революция и наследие/ Наследие революции». Основные события произойдут в рамках открывающегося 16 ноября VI Петербургского международного культурного форума.
Как две Великих революции повлияли на культурное наследие Фото: архив КГИОП, Сад 9 января на проспекте Стачек, 1926 год

Когда в КГИОП эту программу задумывали, а потом анонсировали журналистам еще в начале 2017 года, то сразу речь шла о том, что две революции в мире, носящие титул «Великих», — французская в конце XVIII века и Октябрьская в 1917-м — изменили не только предназначение множества прекрасных памятников, но и подтолкнули победителей подумать над тем, что такое архитектурное и художественное наследие, как его надо охранять в новых условиях — когда бывших хозяев, к примеру, казнили или те вынуждено бежали из страны победившего пролетариата. В КГИОП обещали, что к проекту «Революция и наследие/ Наследие революции» обязательно привлекут французских коллег. Те откликнулись, поэтому диалог получится весьма интересным.

«В результате революции 1917 года к власти пришли люди с иной шкалой ценностей, иным мировоззрением, что повлекло за собой неизбежную переоценку прошлого, которое пережило этап радикальной проработки и даже переработки, сопровождающийся крайне избирательным отношением к истории и культуре предшествующих эпох. Ранее важные памятники и события превращаются в малозначительные или даже враждебные, — говорит глава КГИОП Сергей Макаров. — Наследие начинает нести большую идеологическую нагрузку, служить прославлению или дискредитации тех или иных явлений, памятников и личностей. Значительная часть дореволюционного культурно-исторического наследия была уничтожена. В то же время революция стала толчком для возникновения следующего пласта наследия: были созданы памятники новой эпохи, возникли новые городские ансамбли, сложились новые направления в архитектуре».

Вечером 15 ноября для приглашенных, а 16 ноября для всех желающих в РОСФОТО в рамках культурного форума открывается фотовыставка «Революция и наследие / Наследие революции. фотографии 1920-х — первой половины 1930-х годов из собрания КГИОП» — здесь важно, что акцент сделан не на революционные события как таковые, а на то, как в эти переломные годы менялся облик города — классического Петербурга. Уже в июне 1919 года новая власть создает Совет по урегулированию плана Петрограда и окраин, и при нем создают Архитектурную мастерскую, которую возглавил известнейший архитектор Иван Фомин. Власть поставила задачу: ликвидировать контраст между центром бывшей имперской столицы и рабочими окраинами. Так рождалась великая «Ленинградская утопия» — советский авангард, столь недооцененный нами, ныне потерявший безвозвратно так много уникальных памятников.

«Влияние на судьбы мировой архитектуры советского авангарда признается до сих пор, отмечает кандидат искусствоведения, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, научный сотрудник НИИТИАГ Борис Кириков. — Иностранные архитекторы едут к нам, к примеру, на 25-ю линию Васильевского острова, чтобы увидеть Башню Якова Чернихова, да и многие открытия постмодернизма, как теперь уже ясно, были предугаданы экспериментами советских архитекторов с классической традицией, когда создавался пролетарский классицизм, апофеоз которого у нас в городе вы все знаете — Дом Советов на Московском проспекте».

В Главном штабе Эрмитажа в рамках форума российские и французские исследователи архитектурного наследия обсудят что дали, а что отняли революции, какое место стало играть понятие «традиции», как возникали новые памятники, как переоценивалось и идеологизировалось наследие, как возникала система его охраны.

Во Французском институте в рамках Международного культурного форума 17 ноября состоится лекция известного французского историка архитектуры и урбанистики ХХ века Жана-Луи Коэна «Приключения Ле Корбюзье в Советском Союзе». А на сайте КГИОП в разделе «Из архивного собрания КГИОП» уже опубликованы две серии фотографий. Общее название проекта: «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию». Слова, вынесенные в заголовок, служат преамбулой знаменитого декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О памятниках Республики», принятого 12 апреля 1918 года. В первом пункте декрета указывалось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению на склады, частью использованию утилитарного характера». И первая часть представляет уничтоженные или перенесенные монументы. Во второй части проекта опубликованы фотографии новых памятников, воздвигнутых в 1917—1920-х годах.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Тэги: культура

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 274

Все опросы…