Истории

«Артдокфест» в Петербурге: От Звягинцева до Сенцова

XI Международный фестиваль авторского документального кино «Артдокфест-2017» пройдет в Петербурге, Москве, Екатеринбурге.

В Петербурге он начнется 6 декабря и продлится 6 дней под слоганом «От Звягинцева до Сенцова», в кинотеатре «Англетер» покажут 33 картины. Это будут 21 российская премьера конкурсной программы и 12 внеконкурсных лент.

Фестиваль откроется фильмом из внеконкурсной программы — киноэссе о режиссере Андрее Звягинцеве, созданном Дмитрием Рудаковым, это дебютный фильм Рудакова. Завершится «Артдокфест» в Петербурге фильмом производства трех стран — Эстонии, Чехии и Польши, созданном российским режиссером Аскольдом Куровым «Процесс» — о том, как проходил суд над украинским режиссером Олегом Сенцовым, получившим двадцатилетний срок. Этот фильм, который стал событием Берлинале-2017, главным событием Европейской киноакадемии, увы, не стал событием в России. По понятным причинам. Президент «Артдокфеста» Виталий Манский отмечает, что обычно российский фильм-событие Берлинале моментально получает очередь из российских фестивалей, которые хотят заполучить его себе. Но не «Процесс».

«То, что такой фильм не снят или не поддержана российской стороной — факт сегодняшнего дня, — говорит Манский. — При этом все, что показано в фильме о Сенцове, было в российских СМИ, более того, там представлена позиция и этих медиа, она обозначена как одна из линий картины».

«Артдокфест», наверное, самый законопослушный кинофестиваль на территории нынешней России, на нем нет ни одной картины российского производства, не имеющей прокатного удостоверения, ни одной картины, нарушающей российское законодательство.

Даже столь возмутивший вице-спикера Госдумы Петра Толстого фильм украинского режиссера Евгения Титаренко «Война ради мира» о добровольцах-медиках в зоне АТО может быть при соответствующих изменениях в титрах вполне законно показан на территории России — фильм зарубежный, прокатного удостоверения не надо.

Минкульт, кстати, после всех запросов Толстого дал официальный ответ, что не уполномочен отсматривать зарубежные фильмы и факт показа «Войны ради мира» является абсолютно законным. Между тем «Войну ради мира» в Петербурге не покажут, ее и в Москве решили все же показать не в кинотеатре «Октябрь», как было задумано изначально, а в другом месте. Увы, но в нынешней России на «варианты с зеленкой» приходится делать поправку.

Но в Петербурге будут фильмы конкурсной программы — об Украине: «Кто ты, кто я. С научной точки зрения» украинки Анны Калиниченко, «Наследство» (Украина-Франция) Катерины Свешниковой, бельгийский фильм Питера-Яна де Пью «Девушки и мёд» — эссе о войне в Донбассе, а также уникальная картина производства России и Латвии — «Полет пули» Беаты Бубенец, 86-минутный фильм, снятый одним кадром на мосту между Украиной и так называемой ЛНР.

Этот фильм, как сказал о нем Манский, стал для него одним из личных потрясений, фильм радикального режиссерского решения, смелости самой Беаты в осуществлении ее замысла.

Будет фильм Олега Мавроматти (Израиль-США-Болгария). Абсурдистское действо происходит в Луганске и оно не для слабонервных. «Мавроматти просто „сносит башку“, — говорит Манский. — Там много загадок, которые вскрываются по ходу фильма».

Виталий Манский, рассказывая о конкурсных фильмах этого года, отметил важную особенность:

«Еще некоторое время назад взгляд зарубежных и российских документалистов шел параллельными курсами, но сейчас мне кажется, наметилось какое-то расхождение: если зарубежные авторы по- прежнему достаточно пристально всматриваются в ключевые проблемы актуального свойства, то российские от острых вопросов начинают уходить. Это не значит что фильмы хуже. Может быть, лучше, глубиннее — авторы погружаются в какие-то интимные сферы человеческих характеров, судеб, каких- то ситуаций».

Из всех 137 фильмов фестиваля только четыре созданы при поддержке Минкульта. Причем все они идут вне конкурсной программы. Фильм Андрея Осипова, лауреата «Ники» и «Золотого орла» о нацистской Германии в авторской редакции и с авторским названием — «Восточный фронт» можно будет увидеть только на «Артдокфесте». Потому что фильм, который поддержан Минкультом, выйдет в российский прокат под другим названием и не в авторской редакции — условием, которое принял режиссер, было то, что Военно-историческое общество напишет к фильму закадровый текст. И оно написало 32 листа, тем самым вторгаясь в авторский замысел.

«Артдокфест» сейчас развивает свою платформу в Сети Артдок-медиа, чтобы в случае любых форс-мажорных обстоятельств — а у нас может быть все, что угодно — фильмы можно было бы увидеть.

share
print