Истории

Почему любовь — картошка

«Артдокфест» завершился. Если в Екатеринбурге и Петербурге все прошло спокойно, то в Москве сорвали показ «Полета пули» Беаты Бубенец — фильма, получившего премию «Лавр» и ставшего знаковым для фестиваля. Запрещен показ фильма «Мустафа» о лидере крымских татар Мустафе Джемилеве. Документальное кино становится не просто полем полемики, а делом небезопасным.

Хотя только что завершившийся «Артдокфест», как никакой прежде, был обращен к истории частного человека, семьи, рода, корней — гран-при получила картина Алены ванн дер Хорст (Нидерланды) «Любовь -картошка», когда автор приезжает на родину своей матери и ее сестер и в старом доме, который должен пойти на слом, среди груды хлама, в буквальном смысле разгребая его слои, проясняет для себя трагическую и страшную историю семьи, когда мера любви вполне осязаема — это картошка, которой должно хватить детям, чтобы они не умерли от послевоенного голода. Жюри назвало лучшим документальным фильмом 36-минутную картину «Пятерка» Михаила Горобчука (Россия), — фильм, снятый из окна, с одной точки — жизнь старого автомобиля ВАЗ-2105 и ее хозяина. Дипломом жюри отметило и фильм «Кино для Карлоса» — про первые месяцы жизни сына русской девушки и молодого гватемальского режиссера Ренато Боррайо Серрано — выпускника школы Марины Разбежкиной.

Петербургский фестиваль закрылся фильмом «Процесс» Аскольда Курова («Ленинленд», «Зима, уходи, «Дети-404») — фильмом об Олеге Сенцове и кафкианском процессе — суде над украинским режиссером. Аскольд Куров был знаком с Олегом до драматичных событий — Олег сам написал Курову в соцсети — о том, что смотрел его фильмы. Они переписывались три года, обсуждали кино, фестивали.

«Другом Олег стал для меня во время процесса, — рассказал режиссер корреспонденту MR7.ru сразу после завершения церемонии закрытия фестиваля в Петербурге. — Я познакомился с его мамой, детьми, друзьями, двоюродной сестрой».

В фильме есть сцена в доме мамы Олега, режиссер снимая ее, даже не предполагал, что Олег впервые в этот день сможет позвонить из заключения домой и поговорить с мамой и детьми. Вот в кадре адвокат Дмитрий Динзе показывает Олегу его первую книгу прозы, вышедшую в Киеве. Это книга Аскольда Курова, который и передал ее адвокату, чтобы тот показал Олегу. У меня тоже есть эта первая книга прозы Олега Сенцова, купленная в Харькове летом 2015 года.

«Когда я был маленьким, то думал, что вечером солнце, заходящее за гору, прячется за ней в большую сетку, прикрепленную, наподобие сеток в плацкартных вагонах, к задней стенке горы. А за горой нет ничего — я ведь ничего не вижу, значит там ничего нет. И это солнце жило ночью в этой сетке, и у него было несколько маленьких солнышек — такая солнышкина семья, и им не было там скучно или тесно, — пишет Сенцов в рассказе «Детство». —  Не помню, в какой момент своей жизни я понял, что этой сетки нет и что есть мир и дальше за этой горой. Не помню я и то, когда чаша этого детского мира перестала существовать. Перестала и все. Остался только свет, свет из детства».

«Процесс» стал главным событием немецкого кинофестиваля Берлинале. Украинская премьера состоялась в марте 2017 года на международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA. «Документальное кино может стать противоядием пропаганде», — говорил Аскольд Куров после показа фильма «Процесс» в полном зале «Англетера».

share
print