Новости

Трилогия «Архитектура петербургского модерна» завершена

Историк архитектуры, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Борис Кириков завершил и издал третий том «Архитектуры петербургского модерна». Трилогия завершена. Все три книги — об особняках, доходных домах, общественных зданиях и храмах, построенных в имперской столице в стиле модерн — издана в издательстве «Коло», причем первые два тома неоднократно переиздавались.

Кириков полюбил модерн с детства — житель ленинградского центра, путешествовавший с бабушкой по гостям, то есть по старым петербургским квартирам, к дверям которых нередко вели ступени старинных парадных, освещаемых светом витражных окон. Про витражи эпохи модерна Кириков до сих пор говорить спокойно не может, вспоминая, как во времена капремонта 70−90-х годов минувшего века пытался вместе с сотрудниками Музея истории города спасать богатство некогда самого витражного города бывшей империи. И, если возвращаться к зданиям эпохи модерна, историк архитектуры до сих пор недоумевает, как он, уже будучи юношей-студентом, игравшим в футбол за команду ЛГУ, не удосужился хотя бы сфотографировать здание в стиле модерн — спортклуб бывшего Северного банка — теперь на этом месте стадион «Динамо».

В книге речь идет о ста памятниках петербургского модерна — нежного и хищного, изысканного и загадочного стиля, столь, как мы теперь ощущаем, органичного для обреченного града — имперской столицы. Кириков обошел пешком все петербургские места, где выстроены сооружения модерна. Он вспоминает о том, как нещадно в свое время модерн уничтожали — кварталами: на Крестовском острове при строительстве советских правительственных дач, например. В своей трилогии — иначе этот труд не назовешь — ученый пишет как и о известнейших зданиях, таких, как Дом Зингера на Невском, так и об уникальных сооружениях в стиле модерн, которых и нет теперь, да и знали о них лишь особо интересующиеся вопросом. К примеру, на Косой линии Васильевского острова стояло уникальное железобетонное модерновое сооружение — столовая, она же — церковь для рабочих Балтийского завода, единственное в своем роде и по архитектурному стилю, и по техническому исполнению общественное пространство.

Модерн прошел разные стадии принятия. Им восхищались, его не любили — вспомним «еще не опозоренный модерном» у Ахматовой в «Поэме без Героя», его забыли, его разрушали, а потом стали обожать. Но разрушать, тем не менее, продолжают.

По данным комитетат по охране памятников, в Петербурге около 800 сооружений в стиле модерн, чуть больше трети — под охраной. И даже если само здание никуда не делось, то выломать витраж, разрушить тонко продуманную расстекловку окон и вставить пластик, а также выломать старинную дверь, заменив ее железной — это у нас происходит повсеместно и постоянно. Витражное наследие потеряно уже практически на 95−95 процентов.

share
print