Истории

«Конечно, мы не спасем всех. Давайте спасем одного!»

7 апреля с 14:00 до 20:30 на Новой сцене Александринского театра пройдет Второй благотворительный фестиваль ко дню рождения фонда AdVita «Один день из жизни…», который будет состоять из четырех концертов. Весь сбор от продажи билетов пойдет в пользу людей, которые лечатся от онкологических заболеваний. О концепции фестиваля и каждого концерта рассказывают художественный руководитель и солист Камерного оркестра «Дивертисмент» Илья Иофф и концертмейстер и арт-директор «Дивертисмента» Лидия Коваленко.

ИИ: Это уже второй благотворительный фестиваль ко дню рождения петербургского фонда AdVita, с которым мы давно знакомы, которому доверяем совершенно и всегда рады сотрудничеству. В прошлом году в качестве концепции фестиваля была выбрана идея течения времени, смены времен года. В этом году тема течения времени осталась, только смена настроений оборачивается не за год, а за сутки. Четыре концерта — четыре времени дня: утро, день, вечер, ночь.

Объяснимся.

Что такое утро? Помню в детстве радиоточки, которые просто не выключались, и сразу после гимна утро начиналось с мелодии, веселой и бодрой. Поэтому наш первый концерт — это музыка Василия Соловьева-Седого, великого ленинградца, чьи песни для нескольких поколений родные. Начнем мы с мелодии, которая по утрам по радио и звучала — «Веселый поезд» из фильма «Первая перчатка». А дальше будет все, что мы любим: «Давно мы дома не были…», «Подмосковные вечера» (которые поначалу были, конечно, Ленинградскими), и еще полтора десятка невероятно прекрасных песен, которые исполнят замечательные певцы Анна Малышева, Карина Чепурнова, Иван Беседин и Петр Захаров. На большом экране вы увидите кадры из хроники и знаменитых фильмов. Внук композитора актер Василий Соловьев-Седой-младший расскажет семейную историю каждой песни. Это чудесный концерт для всей семьи, где будет хорошо всем: и бабушкам, и внукам, и нам с вами.

Что такое день? День — это солнце, день — это цветение, день — это ясность. Дети идут из школы и остаются во дворе играть в футбол. Если эти дети живут в Ленинграде/Петербурге, их жизнь протекает в дворах-колодцах, на крышах, в лабиринтах подворотен и проходных дворов и наполнена образцовым петербургским абсурдом и гротеском. Этих героев, эти места, этот абсурд и этот гротеск мы видим у замечательного ленинградского поэта Олега Григорьева. Стихи Григорьева хороши еще тем, что чем очевиднее то, о чем он говорит, тем оно абсурднее: «Чернорабочий с лопатой был ослепительно бел»!

Григорьев смотрит на мир прямо, просто называет то, что видит, как ребенок. И этот же взгляд есть у Андрея Павловича Петрова в сюите из музыки к балету «Сотворение мира». Детский взгляд на создание человека в рисунках Жана Эффеля, вдохновивших этот балет. Детский взгляд композитора на искусство балета. Ясность, прямота, кристальная простота, радость и, конечно, ирония. Те же настроения и в другой пьесе второго концерта — Сюите «Мольер» для клавесина и струнного оркестра Ромуальда Гринблата. В общем, второй концерт детям должен понравиться в особенности. Стихи прочитают замечательные артисты БДТ им. Г. А. Товстоногова Карина Разумовская и Руслан Барабанов, соло на клавесине исполнит Михаил Блехер, а художник-постановщик Маша Рыкова и видеохудожник Вика Оцвера готовят совершенно невероятные визуальные сюрпризы, приходите и удивляйтесь!

Вечер — пора подводить итог: как ты прожил этот день? Никто в нашей отечественной музыке не подвел более беспощадного итога, чем Альфред Шнитке. Собрать воедино серийную технику, танго, барокко, клавесин, засунуть копейки под струны рояля, чтобы получить совершенно космический звук, переплести самые разные техники и эмоции — это итог всей культурной жизни человечества, и собирает его Шнитке. Его обвиняли в эклектичности, но это не эклектика — это итог, результат совершенно бескомпромиссного взгляда на человека и человечество. Недаром Шнитке так любил Достоевского! Перед тем как услышать знаменитый и совершенно фантастический Concerto Grosso № 1, вы станете свидетелями уникального спектакля, который создан для нашего фестиваля и будет сыгран только один раз. Замечательные петербургские актеры — Ольга Белинская из Александринского театра, только что номинированная на «Золотую Маску», и Сергей Волков из Театра имени Ленсовета, эту «Золотую Маску» уже получивший, -разыграют самый ошеломительный диалог из романа Достоевского «Бесы»: встречу Марьи Тимофеевны Лебядкиной и Николая Ставрогина.

Последний, четвертый концерт фестиваля — ночь. Бессонная ночь. С возрастом я начал бояться бессонных ночей, потому что это время, когда сам себе говоришь правду. В творчестве петербургских композиторов правда, прямота, честность — это, конечно, музыка Бориса Ивановича Тищенко. В концерте для скрипки, фортепиано и струнных, который написан в 2006 году, Тищенко как на ладони. Насколько он в жизни был закрыт для всех, настолько по этому сочинению можно его «прочитать» — конечно, тем, кто умеет читать. К сожалению, этот выдающийся концерт мы слишком редко видим на афишах нашего города, уже несколько лет его в Петербурге не слышали, и мы невероятно благодарны пианисту Николаю Мажаре, который нашел возможность принять участие в нашем концерте и сыграть эту великую вещь вместе с нами.

Тищенко очень любил поэзию Анны Ахматовой, был лично с ней знаком, играл для нее премьеры сочинений на ее стихи. Поэтому в первой части четвертого концерта вы услышите фрагменты из «Поэмы без героя» Ахматовой — ее стихи прочитают рок-музыкант Светлана Сурганова и актриса БДТ им. Г. А. Товстоногова Полина Толстун.

ЛК: Мне бы хотелось сказать очень важную вещь. Для нас в этом событии, в этих четырех концертах — две мотивации, творческая и человеческая. Мне как музыканту очень интересно соединять в одном пространстве такие разные смыслы. Но человеческая мотивация в этой истории для меня важнее. Чем дольше я живу, тем больше понимаю, что мы живем все время друг с другом, бок о бок с кем-то. И лучшее, что мы можем сделать, — это постоянно обихаживать свой маленький участок, на котором живем я и мой сосед, я и мой сосед через улицу, я и мой сосед через реку. Если мы на нашей маленькой территории будем следить, чтобы было чисто, тепло, светло и справедливо, будем поддерживать друг друга — жизнь обязательно станет лучше. Год назад, когда мы делали первый благотворительный фестиваль, мне без конца говорили: ну что вы бьетесь об этот фестиваль, вы все равно не спасете всех. Конечно, мы не спасем всех. Давайте спасем одного! Мы спасем сегодня одного, и завтра поможем спасти еще одного, и если так будут поступать дядя Вася и тетя Маша, и Петя, и Антон, и Даша, спасти получится многих. Да, у нас нет миллионов, но сколько-то рублей у нас есть, и мы еще умеем что-то делать. Если найдется много людей, которые сложат свои немногие рубли и многие усилия, получится что-то очень важное и значимое. Мы назвали фестиваль «Один день из жизни…». В нашей жизни есть такие дни, которые почему-то запоминаются и сполохами всплывают в сознании. Казалось бы, обычный день: ты сидишь и рисуешь какой-то цветочек или просто с мамой идешь по улице, но ты это почему-то запомнил. Так вот мне кажется, что этот один день из жизни, который мы собираемся прожить все вместе на фестивале, может стать таким важным воспоминанием. Потому что мы вместе переживем счастье слушать великую музыку и великие стихи и вместе сделаем важное дело. Приходите, мы очень ждем.

Подробнее о программе фестивале — на сайте www.advitahelp.ru

share
print