Как не разориться в роуминге

15 июля 2007 07:30
версия для печати
«МР» составил рейтинг проблем, с которыми сталкиваются абоненты сотовой связи за границей

Услуга роуминга влетела Анастасии Завьяловой в копеечку. После поездки в Норвегию она оказалась в минусе на тысячу рублей. «После прилета начались проблемы. Сначала меня отключили, – говорит Анастасия. – Потом я узнала о долге. Он рос с каждым днем. В итоге составил 1040 рублей. Это притом, что сестра положила на мой телефон 700 рублей, когда была в Осло. Не может быть, чтобы несколько SMS, которые я отправила, стоили таких денег».

Летом многие отпускники хватаются за голову, когда узнают по возвращении с курортов, на какую сумму они наговорили. У Ирины Блиновой за неделю в Черногории, где она два раза вышла через телефон в Интернет, долг составил три тысячи рублей.

Есть несколько проблем, с которыми сталкиваются абоненты в роуминге:

  • невозможность проверить баланс в режиме онлайн. «Учет звонков ведет тот оператор, в стране которого находится абонент, а баланс счета запрашивается у «родного» оператора», – говорит Евгения Алешко, пресс-секретарь компании «Билайн». Отключить абонента при нулевом балансе иностранный оператор не может – это прерогатива «родного» оператора, с которым клиент заключил договор. Заблокировать могут и в роуминге, если отчет о потраченных деньгах дойдет до родного оператора оперативно. Но это происходит редко.
  • задержка информации о потраченных деньгах. Местный оператор в большинстве случаев присылает отчет о звонках клиента на его территории с большим опозданием. Иногда задержка может составлять больше семи дней. Вот и получается, что по прилете абонента блокируют и выставляют долг.
  • дороговизна. Звонок в Россию из Европы абонентам «Мегафона» обойдется в 69 рублей за минуту, «Билайна» – в 27,5 рубля, «МТС» – 55 рублей. Александра Савеня, пресс-секретарь «МТС» по Северо-Западу, объясняет это тем, что у российских операторов нет вышек в зарубежных странах. «Мы заключаем договоры с местными операторами и пользуемся их сетями», – говорит она. За это расплачиваются клиенты.

Операторам выгодны долги абонентов

Сотовые операторы не горюют о том, что у них в летний сезон большое количество заблокированных должников. В суд операторы подавать не торопятся. По словам Маргариты Масловой, адвоката юридической фирмы «Кодекс-СПб», на всех скопом подавать иск нельзя. «Только на каждого конкретного должника, – говорит она. – Судебные издержки будут больше, чем сумма выплат».

У операторов такая же система, как у банков, которые дают кредиты. Невыплаты покрываются за счет других абонентов, которые добросовестно платят. «Ни для кого не секрет, что все риски операторы закладывают в тарифы не только на роуминг, но и на разговоры в «домашней» зоне», – говорит Алексей Воропаев, главный редактор издательства «Богатство.ру», которое популяризирует среди населения основы экономической грамотности и финансового успеха.

Как это ни парадоксально звучит, но чем больше должников, тем больше продаж SIM-карт у всех операторов. Должники бегут к конкурентам, чтобы не платить по счетам-долгам.

Почти половина стоимости минуты разговора остается в кармане иностранного оператора. «Стоимость минуты в роуминге фиксированная. В цену включен НДС, – говорит Евгения Алешко. – Абонент не заплатит больше денег, чем прописано в тарифах». Это регулируется законом «О рекламе». Если вы чувствуете подвох, требуйте детализацию счетов.

  • отсутствие бесплатных секунд. Никаких бесплатных секунд нет. Если вы поговорили минуту и одну секунду, посчитают как за две минуты. Единственный бонус – это бесплатные входящие SMS в роуминге.
  • тарификация исходящих SMS дважды. В счете появляются строчки, будто в одно и то же время зафиксирована передача двух SMS, при этом одна тарифицируется, другая нет. Наши операторы говорят, что это их «переговоры» с иностранным сотовым оператором, абонент платит за SMS один раз.
  • неизвестные номера в детализации счета. Анастасия Завьялова, получив распечатку счета в роуминге, нашла в ней странные номера, которые оказались несуществующими. Возможно, это тоже «переговоры» операторов, однако в подобных случаях лучше прийти в центр обслуживания с паспортом и распечаткой и разобраться в каждой конкретной ситуации.

Как обойтись без роуминга: 

  • купить в той стране, где вы отдыхаете, карту для стационарного телефона;
  • воспользоваться туристической SIM-картой. В Европе есть бесплатные и платные (10-20 евро) SIM-карты. К примеру, звонок из Финляндии в Петербург по местной SIM-карте будет стоить в среднем 20 рублей за минуту. Узнать подробности можно в Интернете.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 839

Все опросы…