История России, новая и новейшая

13 июля 2007 11:46 Виктория Работнова
версия для печати
Политики хотят войти в историю в наилучшем виде, и историки, готовые выполнить этот заказ, находились всегда. Но что будет написано в учебниках, которые появятся через пять-десять лет (а может, и раньше), неизвестно

Пока же Россия получила очередную новую историю. На всероссийской педагогической конференции была представлена книга «Новейшая история России. 1945-2006 годы» Александра Филиппова. Судя по восторженным отзывам в «Российской газете», она рассматривается как прообраз «единого» учебника, который научит детей правильно воспринимать историю своей страны.

«Перечислено много здравствующих персонажей: президенты и министры, олигархи и политики. …Названы причины, по которым из страны эмигрировали Гусинский и Березовский, да и Михаил Ходорковский с интересом узнает, как школьникам будут рассказывать о причинах, которые привели одного из богатейших людей в читинскую колонию».

Дальше можно предаваться воспоминаниям о том, как в советские времена мы изучали исторические решения съездов КПСС. Как в конце тридцатых переписывались учебники истории, потому что герои революции вдруг оказывались «троцкистско-зиновьевскими прихвостнями». Потом переоценивали роль Сталина, чуть позже – Хрущева. Потом появилась песенка про то, что «в октябре его маленечко того, тогда всю правду мы узнали про него».

По мнению гендиректора издательства «Просвещение», члена-корреспондента РАО Александра Кондакова, историк не имеет права излагать свое видение событий детям, если эта трактовка серьезно отличается от общепринятой. «Если он честный человек, то просто откажется от роли учителя», – утверждает Кондаков, не поясняя, впрочем, как быть учителю, если общепринятая трактовка меняется. Кто даст гарантию, что со временем отношение и к «здравствующим персонажам» и к целым периодам в истории не изменится на 180 градусов?

В восьмидесятые годы в СССР объявили о построении развитого социализма. Потом те же годы описывались как время «застоя» – сплошь в черных тонах. Согласно новому учебнику, брежневский период имел как отрицательные, так и положительные стороны. Плюсы, действительно, были. Например, интеллигенция в ту пору читала не Донцову с Устиновой, а вполне серьезные книги (в самиздате). И анекдотов хороших было много.

И у чиновников не было стимула воровать сверх меры, потому как, допустим, за покупку не положенной по статусу «Волги» можно было запросто огрести выговор с занесением в учетную карточку «за личную нескромность». И колбаса стоила 2 рубля 20 копеек (правда, мои тетушки, жившие в провинции, ездили за ней в Ленинград).

Вот только в учебнике о самиздате и анекдотах ничего не говорится – речь идет о том, как «мы строили ракеты, перекрывали Енисей» и одержали другие трудовые победы. По логике авторов книги, подобные трактовки должны формировать у молодого поколения самоуважение и гордость за свою страну. При этом предполагается, что подростки, совсем как в советские времена, не будут задавать учителю неудобных вопросов.

Например, о том, чего стоили все трудовые победы восьмидесятых, если через неполных десять лет экономика страны рухнула…

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 205

Все опросы…