Новости

В Русском музее — выставка Петрова-Водкина

В Корпусе Бенуа Русского музея — выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин».

К 140-летию со дня рождения представлено более 200 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, музеев России, частных коллекций.

Впервые на выставке, охватывающей весь путь художника, можно увидеть не только его знаменитые «Купание красного коня», «Петроградскую мадонну», портрет Анны Ахматовой, «Смерть комиссара» и другие известные работы, но и ранние — пейзажи родного Хвалынска, портреты семьи, вещи, написанные в Париже и во время африканского путешествия художника.

Впервые можно увидеть эскизы росписей храмов, архивные материалы, фотографии, редкие книги из отдела рукописей Русского музея.

Последней масштабной работой Петрова-Водкина стала картина «Новоселье (Рабочий Петроград)», созданная в 1937 году. Ее действие происходит в 1922 году, когда в петербургские особняки массово вселяли рабочих. На картине — большой зал дома на Дворцовой набережной — с венецианскими окнами с видом на Петропавловскую крепость, с картинами и ковром, оставшимися от хозяев. И тут же — буржуйка с длинной трубой, выведенной на улицу, деревенский половик на пол, скудное угощение на столе, за которым так много «новых людей». Петров-Водкин писал в 1936 году: «В этой картине стремлюсь передать великий исторический момент: когда наша страна, победив на фронтах Гражданской войны, стала переходить к мирному строительству… В большой комнате с окнами на Неву собралось человек 20 — хозяева и их гости, простые, хорошие люди. В самом их подборе, в выражениях лиц, в одежде, в движениях я показываю и следы оставшейся позади Гражданской войны и начало новой, социалистической стройки. Общую тему Новоселья можно сформулировать так: ленинградский пролетариат в момент перехода к мирному строительству… граждане нового общества».

Мы смотрим сейчас на это полотно совсем с другими чувствами, как, впрочем, и на картину, датированную 1938 годом, где командир РККА и его жена в своей казенной квартире, младенец протягивает руки к отцу, на стене в коридоре черным жуком висит телефон.

share
print