Истории

Владимиру Ростиславовичу показали дворец Петра Федоровича

В Ораниенбауме сегодня показали отреставрированный дворец Петра III — сначала журналистам, а потом министру Владимиру Мединскому, который до этого уже успел посмотреть только что открытый после реставрации Летний дворец Петра I в Летнем саду. Особенность Ораниенбаума в том, что он весь подлинный. Здесь не было оккупации, а была блокада, такая же, как в Ленинграде и Кронштадте, захватчики не пришли сюда и дворцы Ораниенбаума не горели, как дворцы Петергофа, Пушкина и Павловска. Здесь подлинные стены, подлинные паркеты XVIII столетия.

Во дворце Петра III, созданном в стиле раннего рококо Антонио Ринальди, Петр Федорович никогда не жил, летом наезжал — это была игрушка, забава князя Петра, как и его крепость Петерштадт, построенная вначале в имении Ораниенбаум — потешная, маленькая, но тем не менее, являвшая собой сложное фортификационное сооружение. Дворец появился несколько лет спустя. Из его окон Петр Федорович мог наблюдать пруд, который называл «морем», на водной глади — маленькие галеры и фрегат, а в самом Петерштадте и Ораниенбауме — до двух тысяч человек потешного войска Петра Федоровича.

Об императоре-неудачнике, свергнутом женой и загадочно погибшем в Ропше, до сих пор привыкли говорить чуть ли не о как слабоумном. Ораниенбаум продолжает развенчивать это — сначала, отреставрировав Картинный дом неподалеку, здесь напомнили нам, что Петр-то Федорович увлекался музыкой и театром, сам играл на скрипке, коллекционировал эти инструменты — у него в собрании была даже скрипка, созданная самим Страдивари.

Во дворце Петра III напоминают о его увлечении фарфором — одна из лучших коллекций майсенского фарфора в России была тогда у него. Вот во дворце под портретом Петра Федоровича — три фигурки фарфоровых солдат. В Картинном зале дворца — шпалерная развеска живописи, как и в Картинном доме. Подбором картин для Петра III занимался Якоб Штелин. В архиве Академии наук сохранились его схемы, известны мастера и сюжеты картин. Подбирали же так — вот картина большая, вот маленькая, по сюжету, по школам, по колориту, а не по мастерам — и развешивали так, чтоб не было никаких зазоров между рамами.

IMG_20180524_140435

Фото: Галина Артеменко

После свержения Петра III Екатерина II распорядилась увезти из Ораниенбаума собранные им коллекции. Картины были переданы в Эрмитаж и Академию художеств, книги — в Публичную библиотеку и книжное собрание Эрмитажа, а коллекция кунсткамеры — в Академию наук. Чтоб никакой памяти о немилом супруге не сохранилось. Но отныне и в Картинном доме, и здесь, во дворце — снова картины, подобранные по аналогии — фламандская, итальянская, немецкая школы живописи — собирали, ориентируясь на список Якоба Штелина.

Вообще живописи во дворце много, разглядывать ее интересно — сцены охоты, прогулок, куртуазные сцены с дамами и кавалерами, а также с обнимающимися амурчиками, павлинами и розами — в общем, красота.

В спальне Петра Федоровича кровать под малиновым балдахином не сохранилась, но на ее месте стоит другая мемориальная подлинная вещь — уникальный шкаф в стиле шинуазри, созданный по заказу Петра Федоровича так, что кажется, будто шкаф фарфоровый, хотя он деревянный. В спальню во время Второй мировой попал снаряд, но не разорвался, а разрушил камин, который решено воссоздать, а пока можно рассмотреть его имитацию, созданную по старой фотографии.

В будуаре интересно рассматривать намазную лепку потолка — специально для Петра Федоровича там изобразили всякие военные атрибуты, его вензель и четыре композиции — потешные баталии, что проходили в гарнизоне Петерштадта.

В гардеробной — подлинные мундир, шпага и треуголка Петра Федоровича — любуйтесь. А покинуть верхний этаж дворца можно по потайной очень крутой винтовой лестнице.

IMG_20180524_140214

Фото: Галина Артеменко

Не знаю уж, как покидал дворец министр, мы раньше уехали, застав только его выступление, в котором министр не согласился с гендиректором ГМЗ «Петергоф» Еленой Кальницкой: она сказала, что музей, реставрируя дворец около двух лет, потратил не только деньги Минкульта, за что министерству спасибо большое, но и примерно 47 процентов от всех средств добавил сам. «По моей справке, доля госфинансирования существенно выше, чем 53 процента, существенно, — тут же отреагировал министр. — Мы это с вами обсудим». (Общая сумма работ составила около 158 млн рублей, как сообщила до этого журналистам сама Кальницкая. — Прим. ред.). Дальше Мединский рассказал, как утром был в Летнем саду и Летнем дворце Петра Первого, говорил с директором Русского музея Владимиром Гусевым о воссоздании роскошных залов Михайловского дворца, откуда съехала военно-морская библиотека. «Михайловского замка», — машинально поправила оговорку министра Кальницкая, которая сама долгое время перед Петергофом этим комплексом в составе Русского музея и руководила. «Да, — сказал Мединский. — Замка». И продолжил уже про Петергоф, который самый посещаемый и популярный музей-заповедник в России.

Елена Кальницкая пригласила министра на открытие трех вновь отреставрированных залов Китайского дворца. Речи завершились, заиграли отрывок из первой русской оперы «Цефал и Прокрис» (основная сюжетная линия — супруги Цефал и Прокрис нарушили клятву верности друг другу. Цефал испытал жену, нарядившись чужеземцем и предложил провести с ним ночь в обмен на золотую диадему, Прокрис не смогла устоять и поддалась искушению. — Прим. ред.). Ведущий церемонии со значением сообщил, что сам Петр Федорович некогда аккомпанировал певцам, когда эту оперу исполняли у него в театре, был первой скрипкой.

После музыки VIP-гости все направились вслед за министром в маленький дворец, на свежем воздухе для них уже сервировали столы, журналистов ждал автобус до метро.

share
print