Истории

Ликвидация школы для особенных

Власти Петербурга решили ликвидировать школу № 688, где традиционно обучаются особенные дети. В обычных школах их переводят на домашнее обучение. Здесь они получали шанс учиться в коллективе. Теперь «окно возможностей» для них закрывается. Корреспондент MR7.ru побывал на последнем звонке в школе, где давали надежду.

Последний звонок

«Потеря такой школы для меня лично была бы катастрофой, — говорит мама выпускницы Н. на последнем звонке 688-й школы. — Для детей, которые еще учатся, — это огромная потеря, школа очень камерная, домашняя, своя. К детям здесь особый индивидуальный подход».

В актовом зале учителей больше, чем выпускающихся учеников. Родители с фотоаппаратами и слезами наготове. Начинается программа выпускного дня. Крупный мальчик в очках выходит на сцену и поет песню «Мама» так, что весь зал всхлипывает.

У талантливого певца не работает левая рука, просто плетью висит, к тому же астма. У чудесной длинноволосой М. до школы были только курсы химиотерапии, в школу пришла совсем прозрачной, лысой девочкой. У внешне ничем не отличающегося от других парней выпускника — эпилепсия и инсульт, у хрупкой старательной блондинки в прошлом — десятки операции на сердце.

В школе учатся особенные дети, которым показано индивидуальное обучение: аутисты, дети с ДЦП, астматики, эпилептики. Здесь дети, имеющие медицинские показания на надомное обучение, получают возможность учиться в классах, социализироваться и шанс на нормальную жизнь после школы. Многие потом успешно поступают в вузы, живут нормальной жизнью.

11 мая в школу № 688 поступило Распоряжение № 1209-Р из Комитета по образованию Санкт-Петербурга о ее реорганизации в форме присоединения к общеобразовательной школе № 579 и дальнейшего прекращения деятельности.

Успокоительное для родителей

Родители учащихся уверены, что оптимизация фактически ведет к ликвидации школы. «Школа — это живой организм, бездушное вмешательство в ее деятельность приведет к трагедии многих людей. Необходимо учитывать специфику и особенность данной школы, а также учитывать мнение родителей и педагогов. Нельзя проводить оптимизацию за счет больных беззащитных детей и их учителей. По сути, это планомерный противозаконный захват школы», — пишут о своих опасениях родители в открытом письме к властям.

17 мая специально для родителей было организовано собрание с представителями Комитета по образованию, представителя уполномоченного по правам ребенка и директора школы № 579. Родителям сообщили, что основанием для ликвидации является оптимизация школ и экономическая эффективность.

По словам родителей, чиновники от Комитета пообещали, что в ближайший год в школе все останется как есть, поменяется только номер школы. При этом директор школы № 579 объявила о планах по переселению школы в другое здание, которое пока на ремонте. Родители не знают, кому верить и говорят: «Это только слова» — они требуют гарантий.

Директор школы № 688 Юлия Михайлова сообщила корреспонденту MR7, что никаких ухудшений условий для деток быть не должно: «На родительском собрании 17 мая родителям объяснили ситуацию. Их заверили, что дети будут продолжать учиться в этом здании, педагогический состав будет сохранен. Ну и в течение года однозначно никаких изменений с переносом в какие-то здания или помещения не планируется. Нам озвучили, если какие-то переносы или переводы и будут возможны, то только по согласованию с родителями и только в случае улучшения условий. Таковы их заверения. Как будет в реальности — посмотрим».

На вопрос о плюсах слияния директор школы ответила: «С таким вопросом лучше в отдел образования района — это они принимали решение».

По словам пресс-секретаря Приморского района Кирилла Закревского, реорганизация — это «простая административная процедура, в рамах которой все учащиеся школы № 688 станут учащимися школы № 579. Но при этом все продолжат обучение в своем здании, в своих классах — все останется, как прежде. Ни ученики школы № 579 не перейдут в другое здание, ни ученики № 688 не будут переводиться в школу № 579».

«Бурно растущий район»

Смысл рокировки стал ясен, когда Кирилл Закревский упомянул о «бурно растущем районе»: «Количество первых классов у нас каждый год увеличивается, потому что постоянно растет количество детей. С помощью оптимизации удастся открыть несколько новых первых классов». При этом новые классы будут открываться только в школе № 579, сказал пресс-секретарь.

«Смысл в том, чтобы оптимизировать бюджетные расходы, потому что сейчас есть два хозяйствующих субъекта — две школы. Если их объединить, то расходы на 688-ю школу без изменения ее работы уменьшатся», — резюмирует пресс-секретарь районной администрации.

Родителей такое объяснение не успокаивает — они продолжают переживать. В микрорайоне ходят слухи, что из их миниатюрного желтого здания школы планируют сделать детский садик, а учеников школы вместе с учителями переселят в какое-то другое здание.

«Это единственная школа в городе, в которой учатся дети, имеющие медицинские показания на надомное обучение, — обращаются родители к чиновникам. — Ребята с ослабленным здоровьем получают качественное образование в школе, где для них созданы комфортные условия.

Такие дети в массовых школах никому не нужны! Дети непростые и своеобразные, большинство из них относятся к категории ребенок-инвалид. В школе высокопрофессиональный педагогический коллектив, малая наполняемость классов, индивидуальный подход к каждому ученику, щадящий режим. Выпускники успешно поступают в вузы, адаптируются в социуме. У школы удобное расположение, ухоженная территория, есть пандус, тренажерный зал для ЛФК, оборудованные кабинеты, классы охраны зрения. И теперь у обездоленных детей забирают школу! Причем не согласовав ни с педагогами школы, ни с родителями. Это грубое нарушение прав учащихся школы № 688».

О плюсах, которые ожидают учеников школы № 688, Кирилл Закревский сказал коротко: они получат возможность посещать отделения дополнительного образования в школе № 579. Правда, не всем ученикам это по силам. Многие из них по состоянию здоровья получают только индивидуальные уроки и не могут заниматься в группах, а тем более входить в новые коллективы.

Преподаватель, согласившаяся поговорить с нами анонимно, работает в этой школе 20 лет. Она боится, что их постигнет участь подобной школы в Красносельском районе: «Там была школа, такая же, как наша, на проспекте Ветеранов, мы ездили туда на конкурс „Золотая пчела“. Лет десять назад ее тоже реорганизовали, присоединив к другой школе, а потом она просто исчезла».

По словам педагогов, одна из причин, почему району невыгодна школа — небольшое количество детей — чуть больше ста. Каждый из них — один в классе. «Наверное, району это действительно экономически не выгодно, — говорит учитель, согласившийся ответить на вопросы корреспондента анонимно.

Но чисто психологически, по комфорту, детям у нас хорошо, мы к каждому находим подход и помогаем им раскрыться, начать общаться, здесь дети социализируются. Нас уверили, что никто зла нам не желает — не хочет нас ликвидировать, просто экономически выгодно так. Нам все равно к кому относиться. Пусть мы будем подразделением, главное, чтобы сохранили школу как есть. А что будет дальше — насколько долго мы просуществуем в таком виде? Никто из них точно сказать не может. У нас и у родителей есть недоверие к этим пришлым людям, которые сказали, что все будет хорошо».

Во время выпускного на сцену, улыбаясь, выходит парнишка — он читает стихотворение, посвященное учительнице и, смущаясь, довольный собой садится на скамейку.

Этот мальчик практически не говорит — замыкается, начинает стесняться, нервничает — может отвечать только письменно. Читать стихотворение на выпускном он тоже боялся. Вместе с классом и учительницей они провели в актовом зале около часа — тренировались, — после чего он сказал: «А я прочту».

И прочел.

P.S.

В Василеостровском районе подобная ситуация со школой № 700. Родители узнали в конце апреля, что школу также реорганизуют, сливая с 27-й школой. Они организовали настоящее «сопротивление», написав во все возможные инстанции вплоть до Дмитрия Медведева, устраивая ежедневно одиночные пикеты и обивая пороги кабинетов Комитета образования, прокуратуры, депутатов. По словам представителя межрегионального профсоюза «Учитель» Андрея Демидова, который оказывает им консультативную и правовую поддержку, у родителей есть все шансы отстоять школу. Однако времени остается мало — учебный год близится к концу. Чиновники тянут время, обещая ответить на официальные письма в течение 30 дней, в то время как из школы начинают выносить компьютеры, а школьников уже водят на экскурсию в другое здание школы.

share
print