Истории

«Ближний радиус» Левашовского хлебозавода — о высоком, прекрасном и ужасном

Михаил Пиотровский, Александр Сокуров, глава Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, председатель Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова, петербургские архитекторы посетили Левашовский хлебозавод — место, для города знаковое — хлебозавод работал всю блокаду.

Дискуссия вокруг памятника, который инвестор — группа RBI — собирается превратить в культурное пространство, обострилась с начала объявления конкурса и продвижения темы создания в Петербурге Музейно-выставочного комплекса «Музей обороны и блокады Ленинграда». Общественники, которые выступают резко против проекта на Смольной набережной (АО «Центр выставочных и музейных проектов») предлагали городу устроить новый музей блокады на хлебозаводе.

IMG_20180704_183928

Но одно другому не мешает — проект музейно-выставочного комплекса на городские и федеральные деньги идет сам по себе, а вот на Левашовском хлебозаводе, куда инвестор пригласил Дом культуры Льва Лурье, будет своя блокадная экспозиция, созданная на средства инвестора. За три года — с момента начала строительства жилого комплекса вокруг — то есть с 2019 года одновременно будут сданы жилье и культурное пространство. В реконструкцию Левашовского хлебозавода — памятника конструктивизма, созданного в 1930−33 годах по проекту инженера Георгия Максакова, инвестор готов вложить 1 000 000 000 рублей.

В Петербурге было два работающих механизированных хлебозавода по проекту Максакова — Левашовский и Кушелевский. Последний на Политехнической улице еще работает, хотя запчастей к уникальным производственным мощностям уже нет, и этот работающий памятник теперь представляет особую ценность. А когда-то «максаковских» заводов по СССР настроили десятки. Смысл в том, что сама круглая конструкция здания подчинена его цели — механизированному производству хлеба по вертикально-кольцевому циклу. Процесс протекал по круговой автоматизированной линии сверху вниз. В центре установлена вращающаяся круглая печь. С верхних этажей хлеб поступал в складские помещения и в зону отгрузки. Вертикальные инженерные коммуникации проходили по средней оси шестиэтажного корпуса.

Даже сейчас — пустой, с ободранными стенами и полами, без оборудования — Левашовский производит грандиозное впечатление.

Впрочем, возможно, даже более грандиозное, нежели когда он был живым и работал. Ныне пустые и опасные пространства, окруженные свалкой старых машин, какими-то мастерскими, отрешены от всего, они темны или залиты светом в зависимости от этажей, молчаливы. Им нужна новая жизнь, которая, в то же время, не забудет об их прошлом.

IMG_20180704_183119
IMG_20180704_183152

Историк Лев Лурье рассказал о будущем культурном центре, который разрабатывает Genius Loci Group, известная по арт-пространству «Тайга» на Дворцовой набережной. Лурье отметил, что хотелось бы видеть в будущем пространстве «бурление симпатичных образованных молодых людей», что вокруг — «неплохой участок города, без социального жилья, здесь владельцы покупали квартиры, а вот культурных оазисов практически нет».

Про блокадную экспозицию Лурье говорил, что не собирается следовать канонам больших музеев, а хочет дать «крупный план» — что было здесь, как пережили или не пережили блокаду жители Петроградской стороны, близлежащих домов, собственно Левашовского хлебозавода. В огромном пространстве под куполом — где выпекался блокадный хлеб — появятся точные макеты домов близлежащих кварталов — но на период 1941 года. Будет известно — кто жил в этих домах, кто уходил на фронт, кто умер блокадной зимой. Будут гаснуть окна — как жизни, будет наступать «смертное время» — занесенный снегом город, остановившийся транспорт, мертвые на улицах. Лурье хочет таким образом «приблизить», показать историю этих мест тем, кто живет здесь сейчас. Это его «малый радиус», если говорить языком Блокадной книги Адамовича и Гранина и вспомнить дневник ученого Князева. Пока, честно говоря, не очень понятно, как макет может показать «смертное время», но ведь это только идея, а Лурье хочет говорить о «высоком, прекрасном и ужасном». Как сообщают в холдинге, готовность участвовать в работе будущего культурного центре выразили художник Людмила Белова — куратор выставки «Тихие голоса» в Петропавловской крепости, посвященной осмыслению блокады средствами современного искусства, Вадим Басс (Европейский университет) — историк архитектуры, Виктория Ильюшкина — автор одной из последних видеозаписей работающего Левашовского хлебозавода.

Потом обсуждали. Профессор Владимир Яковлев высказался пафосно-литературно: «Мы присутствуем при рождении острова, начинающего архипелаг народной памяти в этом городе». Иван Уралов, сказав, что ему хотелось бы больше конкретики — не только о концепции «создания приятного пространства», но и конкретно по блокадной экспозиции, присоединился к общему хору «вечера признаний в любви»: «Вы не испортили городские панорамы и попадаете в масштаб с этим проектом». Рафаэль Даянов посетовал, что нет на встрече признанного специалиста по промышленной архитектуре Маргариты Штиглиц, сказал, что, работая с памятником, надо точно знать предметы охраны и понимать, «где что можно и что нельзя». В целом архитекторам все понравилось, даже говорили — хорошо бы сохранить здесь аромат хлеба, ведь это как-то возможно…

IMG_20180704_182419

Заговорили было о конкурсе, но Лев Лурье мягко парировал: «Мне идея конкурса не нравится, лучше идея прямого заказа, когда человеку доверяют». Михаил Пиотровский, который еще на территории хлебозавода сказал, что находится под сильным впечатлением от увиденного сооружения так близко от центра города — его грандиозности и плачевного состояния, отметил, что ему идея нравится, что он согласен с профессором Яковлевым, что надо наблюдать и помогать проекту. Идея Льва Лурье о макете Пиотровскому также пришлась по душе — в Петербурге есть отличные макетчики и отличные проекты, к примеру. «Акватория» на Адмиралтейской. Пиотровский даже сравнил проект с «Последним адресом» и отметил, что макет настоящих домов в какой-то степени будет противопоставлен нынешнему увлечению мультимедиа во вновь создаваемых музейных пространствах: «Мне нравится, как дело начинается, важно, чтобы получилось».

share
print