Культура

Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего

4 декабря 2009 18:30
версия для печати
Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего
Сердца миллионов россиян дрогнули сегодня от прозвучавшей трагической новости. 2009-й год унес еще одного любимейшего артиста – умер Вячеслав Тихонов.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»
  • Фоторепортаж: «Вячеслав Тихонов: от первого мгновенья до последнего»

Смерть актера можно назвать скоропостижной: три дня назад, 1 декабря, он был госпитализирован в Центральную клиническую больницу Москвы, вчера перенес операцию, а сегодня его не стало.
8 февраля 2010 года Вячеславу Тихонову исполнилось бы 82 года.

Биография Вячеслава Тихонова

Юный токарь мечтал о кино

Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловский Посад Московской области в простой советской семье. Его отец, Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике, мать, Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду.

Вячеслав Тихонов рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице. Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, отец сказал: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!» – и определил сына в ремесленное училище.

Тогда Вячеслав в возрасте 13 лет пошёл в ремесленное училище, где учился на токаря. После этого поступил на военный завод, где работал по полученной специальности. Как и отец, Вячеслав с детства все любил делать сам по дому, мастерить. Поэтому работа токарем по металлу была ему не в тягость.

Но уже в те годы Вячеслав, втайне от родителей мечтал о совсем иной карьере. Вечерами после работы он бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан», смотреть героические картины. Его любимыми героями были Чапаев (Борис Бабочкин), Александр Невский (Николай Черкасов) и, конечно, тогдашние всеобщие кумиры — Михаил Жаров и Пётр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорит Вячеслав Васильевич.

Родители видели в сыне инженера или агронома, поэтому в 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института.

Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Там его сначала не приняли.

Когда Славе сказали, что он не принят, юноша заплакал. В этот момент его увидел руководитель курса Борис Бибиков. «Тихонов стоял, уткнувшись носом в стенку, — написал в мемуарах Бибиков. — Тонкие плечи беззвучно вздрагивали. Он плакал от горя, от какой-то безысходности. И тогда я сказал ему: «Успокойся, я возьму тебя. Приходи в сентябре учиться».

Чуть не остался «вечным молодогвардейцем»

В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК, мастерскую выдающихся педагогов Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой. В годы учебы в институте состоялся его актерский дебют в фильме Сергея Аполлинариевича Герасимова «Молодая гвардия» (1948), в котором Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина.

Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино 1940-х годов: тщательный подготовительный период, «врастание» актеров в своих персонажей (им пришлось пожить в местах, описанных в романе Фадеева), многоплановая разработка характеров, доскональное воссоздание среды.

Фильм стал дебютом целого послевоенного поколения отечественных актеров: Инне Макаровой, Сергею Гурзо, Нонне Мордюковой, Виктору Хохрякову, Кларе Лучко, Сергею Бондарчуку, Евгению Моргунову, Людмиле Шагаловой, Георгию Юматову, Виктору Авдюшко, Тамаре Носовой, Музе Крепкогорской.

Для многих из них «Молодая гвардия» стала хорошим стартом. Но не для Вячеслава Тихонова. В отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», Вячеслав Васильевич после 1948 года почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом его внешние данные, не стремясь выявить актерский потенциал.

При этом, несмотря на всю «звездность» сыгранной им роли, актер не стал звездой.

Но было бы ошибкой считать эти годы потерянными для формирования актерской индивидуальности Вячеслава Васильевича: он успел заявить о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным в Театре-студии киноактера (В.В. Тихонов работал там с 1950 года).

Тракторист из Пенькова и одесский матрос очаровали всю страну

В 1957 году в судьбе Вячеслава Васильевича наступил долгожданный перелом: на киноэкраны вышел фильм С.И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: тихим, неприметным романтизмом в обыденной, как будто бесконечной (и при этом все-таки преходящей) повседневности.

Казалось бы, на экране это могло легко обернуться фальшью (тем более, что облик актера определенно не вязался с ролью тракториста) – однако зрители приняли Матвея Морозова. Они, похоже, почувствовали, что истинная драма героя заключалась не в его несчастливой любви, а в его внутреннем несоответствии предлагаемым обстоятельствам. Ведь Матвей Морозов, в конечном счете, оказывался не «бытовым» персонажем, а (до некоторой степени даже условным) романтиком-мечтателем.

Зрители обнаружили, что тихоновский герой не совсем таков, каким кажется поначалу: он интереснее, умнее и сложнее, чем клишированный во многих фильмах «простой советский человек».

Так Вячеслав Васильевич обрел свою актерскую тему, так началось его многолетнее творческое содружество с С. И. Ростоцким.

В своем следующем фильме – «Чрезвычайное происшествие» (1958, режиссер Виктор Ивченко) актер сыграл одесского матроса Виктора Райского, веселого и вроде бы бесшабашного парня, который становится настоящим героем в стане захвативших танкер чанкайшистов. Тихонов вновь «обманул» зрителей (не ожидавших от Райского таких подвигов) и сумел провести врагов, поверивших в обманчивую простоту героя. Для зрителей надежный, сознающий собственную силу моряк стал «своим человеком», которому можно безоговорочно доверять. Неудивительно, что фильм стал чемпионом проката 1959 года.

После кинокартин «Дело было в Пенькове» и «Чрезвычайное происшествие» в Тихонова поверили и режиссеры. Вячеслав Васильевич за короткий срок сыграл шесть значительных, разноплановых ролей в фильмах: С.И. Ростоцкого «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е.И. Ташкова – «Жажда» (1959), М.А. Швейцера – «Мичман Панин» (1960), Л.Д. Лукова – «Две жизни» (1961), С.И. Самсонова – «Оптимистическая трагедия» (1963).

Шаги к славе: от Андрея Болконского до Штирлица

Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерской карьеры: он сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967).

Роль Болконского стала для него эпохальной. На эту роль пробовались и другие актёры. Сергей Бондарчук выбрал Иннокентия Смоктуновского, но тот одновременно получил предложение от Григория Козинцева сняться в роли Гамлета и предпочёл её.

Кандидатуру Вячеслава Тихонова предложила Бондарчуку министр культуры Екатерина Фурцева. Процесс его утверждения на роль не был простым, пробы актёра не нравились Бондарчуку. Но тем не менее, роль была отдана именно Тихонову.

«Войну и мир» снимали четыре года. Этот фильм получил много наград, в том числе премию «Оскар» (1968). Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, и Вячеслав Тихонов, исполнивший роль Андрея Болконского, по опросу журнала «Советский экран» были признаны лучшими актёрами 1967 года.

После столь сложной и изнурительной роли Вячеслав Васильевич блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме С.И. Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1969). Мельников стал идеальным героем (в лучшем смысле этого слова), и даже – образцом для подражания. За эту работу В.В. Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

Новые, несколько неожиданные краски (например, самоиронию) добавили к актерской палитре Тихонова роли в фильмах Сергея Александровича Соловьева «Семейное счастье» (новелла «От нечего делать», 1969) и «Егор Булычев и другие» (1971).

Вячеслав Васильевич вступил в пору расцвета своего таланта. И вполне закономерно, что в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссер Татьяна Михайловна Лиознова) он сыграл самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица.

Актерская удача Тихонова принесла ему невиданную популярность (а в 1976 году – и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых): это был настоящий триумф.

Ведя придуманную двойную игру, Тихонову удалось довести образ разведчика буквально до абсолюта. Потому неудивительно, что персонаж этот оказался настолько органичным, что буквально зажил собственной жизнью. Настолько, что Леонид Брежнев порывался разыскать разведчика Исаева и наградить его званием Героя Советского Союза. Не нашел. Так что награду отдали Тихонову.

Даже имя героя стало нарицательным, а сдержанный, бесстрашный, великолепно владеющий собой разведчик превратился в героя анекдотов и всенародного любимца, такого родного и привычного, что представить русское искусство и фольклор без имени Штирлица просто невозможно.

Десятки ролей

Сравнить с чем-либо по масштабности работу в «Семнадцати мгновениях весны» невозможно, однако за годы, прошедшие с момента выхода этого телесериала на экраны, Вячеслав Тихонов снялся еще в десятках фильмах, среди которых были очень и очень значимые, и любимые зрителями кинокартины, такие как «Отпуск за свой счет» (1981), «Они сражались за Родину» (1975), «Белый Бим Чёрное ухо» (1977), «ТАСС уполномочен заявить...» (1984), «Убить дракона» (1988), «Бесы» (1992), «Утомлённые солнцем» (1994), «Зал ожидания» (1998), «Андерсен. Жизнь без любви» (режиссер Эльдар Рязанов, 2006), и многие другие.

Всего фильмография Вячеслава Тихонова включает в себя более 50 названий картин.

В последние годы Тихонов практически не снимался: «Не хочу. Потому что не в чем. Нет больше тех людей, которые в меня верили, приглашали на роли. Нет Ростоцкого, Игоря Гостева, Сергея Федоровича Бондарчука. Только Татьяна Лиознова осталась. Но она уже не может снимать — не совсем здорова».

Исключения Вячеслав Васильевич сделал лишь для ленты дочери Анны «Глазами волка» и картины Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

За пределами экрана: тихий и всегда спокойный

Последнее время актер почти круглогодично жил на своей даче на Николиной горе.

«Тихий. Всегда спокойный. Вежливый и невозмутимый», — так описывали Вячеслава Тихонова соседи. А журналисты сетовали: о личной жизни рассказывать не любит, на актерские тусовки не ходит, интервью не дает, а если и разговорится, то потом уточняет: это не для публикации.

О личной жизни Вячеслав Тихонов говорить никогда не любил. Краткие же сведения о личных фактах его биографии таковы. Первой женой его была Нонна Мордюкова, актриса, с которой он познакомился еще на съемках «Молодой гвардии». В браке были 13 лет. У них родился сын Владимир. В 42 года он погиб.

Вторая жена - Тамара Тихонова. Их брак продлился недолго. Дочь - Анна Тихонова-Вороновская (1969 г.р.) - работает кинопродюсером.

В 2005 году Анна родила Тихонову внуков-двойняшек. «Родители назвали мальчишек по имени двух дедов. Одного Славой — в честь меня. Второго Георгием — в честь отца Коли, мужа Аниного. Георгий Победоносец и Славик. Два смысла жизни. Ими я сейчас и живу», - рассказывал Тихонов в одном из своих интервью.

Вячеслав Васильевич был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, долгие годы являлся поклонником «Спартака». Увлекался зимней рыбалкой.

Его любимым произведением был роман Л. Н. Толстого «Война и мир», а любимым кинофильмом – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.

ЖЖ: «Мой любимый Штирлиц умер!»

Десятки записей появились в блогах российских пользователей Интернета в первые же минуты после того, как стало известно о смерти Вячеслава Тихонова.

Вот лишь несколько постов, написанных в эти минуты авторами «Живого Журнала»:

«На 81-ом году жизни час назад умер Вячеслав Тихонов. Из фильмов с его участием я, к стыду своему, видел только 17 мгновений весны. Но и этого мне хватило с головой. Сейчас так не играют. Что особенно грустно - в последние пару лет стало уходить очень много советских актёров и музыкантов. Увы».
dracosh_ik

«До понедельника дожил, но ушёл от нас в пятницу. В Москве на 82-м году жизни скончался актер Вячеслав Тихонов. А мгновений было больше, чем 17» RIP! »  
carvin_cat

«Мой любимый Штирлиц умер :(((( Что ж за день-то сегодня такой :( »
ariny

«а вот это был народный артист, несомненно(((»
gaika_tool

Фильмография Вячеслава Тихонова

1. 1948 — Молодая гвардия — Владимир Осьмухин
2. 1950 — В мирные дни — Гриневский
3. 1951 — Тарас Шевченко — представитель петербургской молодежи
4. 1952 — Максимка — Лейтенант Горелов
5. 1956 — Сердце бьётся вновь — Леонид Васильевич Голубев, врач-терапевт
6. 1958 — Ч.П. — Чрезвычайное происшествие — матрос Виктор Райский
7. 1958 — Дело было в Пенькове — Матвей Морозов
8. 1959 — Майские звёзды — Рукавичкин
9. 1959 — Жажда — Безбородько
10. 1960 — Мичман Панин — мичман Панин
11. 1961 — Две жизни — князь Сергей Нащокин
12. 1962 — На семи ветрах — Суздалев
13. 1963 — Оптимистическая трагедия — Алексей
14. 1967 — Война и мир — Андрей Болконский
15. 1968 — Доживём до понедельника — Илья Семенович Мельников
16. 1969 — Семейное счастье — Капитонов
17. 1970 — Карусель — Хозяин дома
18. 1971 — Человек с другой стороны — Виктор Крымов
19. 1971 — Егор Булычёв и другие — Павлин
20. 1973 — Семнадцать мгновений весны — Штирлиц
21. 1974 — Фронт без флангов — Млынский
22. 1976 — Они сражались за родину — Николай Стрельцов
23. 1976 — …И другие официальные лица — Костантин Павлович Иванов
24. 1976 — Повесть о человеческом сердце
25. 1977 — Белый Бим Чёрное ухо — Иван Иванович, писатель, хозяин Бима
26. 1977 — Диалог — Ершов
27. 1978 — По улице комод водили — Хозяин комода
28. 1978 — Фронт за линией фронта — Млынский
29. 1979 — Профессия — киноактёр
30. 1981 — Отпуск за свой счёт — закадровый текст
31. 1982 — Фронт в тылу врага — Млынский
32. 1982 — Однолюбы
33. 1984 — Европейская история — Петер Лоссер
34. 1984 — ТАСС уполномочен заявить… — Константинов
35. 1985 — Битва за Москву — закадровый текст
36. 1986 — Приближение к будущему — Лунин
37. 1987 — Апелляция — Плотников
38. 1988 — Убить дракона — Архивариус Шарлемань
39. 1989 — Любовь с привилегиями/Городские подробности — Константин Гаврилович Кожемякин
40. 1991 — Призраки зелёной комнаты — Мартин Чиверел
41. 1992 — Бесы — Тихон, Архиерей на покое
42. 1992 — Жрецы и алтари (фильм)
43. 1993 — Несравненная (фильм)
44. 1993 — Провинциальный бенефис (фильм) — Великатов
45. 1993 — Кодекс бесчестия — бухгалтер Чугунов
46. 1994 — Бульварный роман — Кандинский
47. 1994 — Утомлённые солнцем — Всеволод Константинович
48. 1995 — Авантюра
49. 1996 — Милый друг давно забытых лет — отец Маши
50. 1998 — Зал ожидания — Директор детдома Зайцев
51. 1998 — Сочинение к Дню Победы (фильм) — Эмигрант
52. 1998 — Берлинский экспресс (фильм) — Георгий Астангов
53. 2006 — Глазами волка
54. 2006 — Андерсен. Жизнь без любви — Бог
55. 2010 (ожидалось) — Утомлённые солнцем 2 — Всеволод Константинович

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1982);
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 февраля 2003) — за большой вклад в развитие отечественного киноискусства;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 августа 1995) — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области искусства и культуры;
  • Орден Почёта (8 февраля 2008) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден Ленина;
  • Орден Октябрьской Революции;
  • Орден «Знак Почёта»;
  • Народный артист СССР (1974);
  • Ленинская премия (1980) за фильм «Белый Бим Чёрное ухо»;
  • Государственная премия СССР (1970) за роль Мельникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника»;
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) за роль Штирлица в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»;
  • Премия КГБ СССР (1978) за участие в телесериале «Семнадцать мгновений весны».

(по материалам «Википедия.ру», «КиноОбзор», «Наш фильм»)

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 858

Все опросы…