Истории

Новый закон о торговле. Усмирит ритейлеров или поднимет цены?

Сегодня, 18 декабря, Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении закон о государственном регулировании торговли.

Закон принят в той его редакции, которую предлагало правительство страны. Новые правила вступят в силу с 1 февраля 2010 года. За законопроект проголосовало 348 депутатов. Против высказались 52 парламентария.

Ожидается, что Совет Федерации рассмотрит законопроект в двадцатых числах декабря, а президент подпишет его до Нового года.

Главная особенность нового закона в том, что он существенно облегчает положение производителей товаров и ограничивает ритейлеров.

В новом законе предусмотрены довольно жесткие антимонопольные нормы, а также новые принципы регулирования отношений предприятий торговли с поставщиками, эти правила должны сделать их более прозрачными.

Отношения поставщиков и ритейлеров

В соответствии с новым законно о торговле, торговые предприятия должны будут размещать информацию об основных условиях закупки товаров у поставщиков в интернете.

Законодатели посчитали необходимым ввести норму, разводящую договор о поставке продуктов в торговые предприятия и договор об оказании и дополнительных услуг.

Декларирует то, что теперь ни торговля, ни производители не имеют права навязывать партнерам свои условия и дискриминировать друг друга.

Также в законе существенно ограничены размеры бонусов, которые может получать продавец от производителя. Так за объем реализации продавцы не смогут требовать бонуса больше, чем в 10% от стоимости товара. Такой бонус принципиально невозможен, если речь идет о социально значимых товарах. Их перечень правительство определит отдельно.

Установил законодатель и максимальные сроки оплаты товаров торговыми предприятиями. Не секрет, что сейчас оплата за уже полученный товар нередко производилась спустя 30,45 и даже 60 дней с момента его поставки. Таким образом, у торговых предприятий были намного более выгодные условия. Грубо говоря, они могли «крутить» эти деньги. Тогда, как занимающиеся производством товаров предприятия были в тяжелых и невыгодных условиях, оставаясь без оборотных средств.

Регулирование рынка

В законопроекте введены нормы государственного регулирования рынка розничной торговли. Сами ритейлеры неоднократно высказывали мнение, что они чрезмерно жесткие. Тем не менее, антимонополные статьи в законе были сохранены.

Основное ограничение – запрет на открытие новых магазинов для сетей розничной торговли, которые реализуют более 25% от всей продукции, продаваемой в регионе. То есть, если сеть занимает более 25% рынка, то разрешение на развитие она не получит.

У правительства появилось право регулирования цен. Исполнительная власть федерации получит право устанавливать максимальные розничные цены на отдельные виды социально значимых товаров, при условии, что течение 30 календарных дней рост цен на них составил более 30%. Ограничение, вводимое правительством, не может действовать дольше 90 дней.

Проще говоря, у правительства появляется нерыночный механизм влияния на цены. Правда, воспользоваться им можно будет только в случае экстренной необходимости. Месячный рост цен на 30% встречается не часто.

Защита ритейлеров

Есть в законе и нормы, которые направлены на защиту предприятий торговли от лишних, с точки зрения законодателя, правил, норм и проверок.

Местным властям запрещено устанавливать правила торговли, отличающиеся от федеральных. Не смогут местные власти проводить и дополнительные к федеральным проверки качества товаров. Местным властям запрещается давить на продавцов в плане заключения договоров с тем или иным поставщиком.

Ритейлеры выступили против закона

Недовольство новым законом неоднократно высказывали представители крупнейших в стране розничных сетей. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) отметила, что не исключает риска повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России.

Впрочем, у продавцов будет время освоиться, им дано 180 дней на приведение документации и практики к требованиям нового закона о торговле.

share
print