Истории

Вверх по школьной лестнице

О телесериале «Школа» и о реальных проблемах среднего образования размышляет директор элитной петербургской гимназии.

Сериал молодого режиссера Валерии Гай Германики «Школа» стал едва ли не главным событием января. После длинных новогодних каникул этот фильм произвел эффект ушата ледяной воды или купания в крещенской проруби – все мгновенно проснулись и заговорили о смелом эксперименте «Первого канала».

Мнения звучат прямо противоположные: одни радуются, что на экраны наконец-то пришла правда о современной школе, другие преисполняются возмущения и требуют немедленно сериал запретить.

В самом деле, не всем хочется знать, чем занимаются их дети на переменах и после уроков.

Похоже, напечатанный у нас почти полвека назад знаменитый роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» произвел меньший фурор. Неудивительно, ведь там речь шла все-таки о проблемах американского образования.

Куда же все-таки ведет наша школьная лестница? Об этом мы побеседовали с Ниной Кавелиной, директором одной из элитных гимназий нашего города, расположенной в Стрельне.

- Нина Михайловна, вы «Школу» смотрели?

- Да, конечно. И могу точно сказать, что все это правда. Я ведь работала и в государственной, и в частной школе. Больше того, и у нас в гимназии могло бы быть то же самое, если б я хоть немного снизила планку требований к педагогам и к детям.

Там, где нет высокоморальных требований, хоть они и реализуются иногда через неприятные для учеников правила, школа становится лишь слепком с окружающей жизни.

А она все-таки должна быть нацелена в будущее, должна развивать, а не слепо копировать то, что вокруг. Если мы ставим между этим знак равенства, то школа превращается в комбинат бытовых услуг.

- У вас ведь, в отличие от телевизионной «Школы», учатся дети, скажем так, не бедных родителей. С ними проще или сложнее?

- Да, бывает, что такие родители меньше внимания уделяют детям, они постоянно заняты. Представьте, что родитель все время работал с утра до ночи, создавая свой бизнес, потом смотрит на ребенка – и ему становиться страшно.

Есть и еще одна проблема: деньги дают уверенность в жизни, иногда вплоть до вседозволенности, и это переносится на детей. Ребенок – зеркало семьи.

К тому же, я все время вижу разводы, распавшиеся семьи. Нет радости. Семья разваливается, любви нет, дети заброшены. Деньги есть, а что делать с детьми – никто не знает.

Ну, можно их в Англию отправить, но там довольно жесткая, формальная и специфическая система – не все выдерживают. Те родители, которые думают «Я заплатил, и все проблемы решены» - ошибаются. Деньги ничего не решают, они только дают возможность.

Уверенность некоторых родителей во всесилии денег в жизни, может быть, и очевидна, но к школе неприменима. Школа – это не магазин, и за деньги нельзя купить благородство, трудолюбие и стремление к знаниям.

- А в советское время, при поголовном бесплатном образовании, проблем в школе было меньше?

-Тогда была идеология. Не будем давать оценки, хороша она была или плоха. Но какая-то идеология все равно нужна, а сейчас ее вовсе нет, как нет и иерархии ценностей. Есть некая рыночная либеральная идея, но ее многие воспринимают исключительно как «Хватай и рви на части, бери от жизни все». Это уже получается животная идеология, которая отбрасывает наше общество назад.

Да, западный мир тоже создавался как общество потребления, но уже с 70-х годов прошлого века лучшие люди отказываются от идеалов потребления, понимая, что они разрушительны.

Будущее мира не в потреблении, а в отдаче – в созидании, в личной творческой энергии. А это невозможно на основе эгоизма.

- Но ведь человек по природе своей эгоистичен и стремится к удовольствиям…

- Самый простой, примитивный путь к удовольствию – через алкоголь и наркотики. Но это кажущаяся простота, она разрушает жизнь.

Мы созидаем себя каждую минуту, постоянно делая нравственный выбор. Все – и маленькие, и взрослые. А это сложно, и детей надо этому учить.

Слава Богу, что появился этот сериал. Его яростные противники, утверждающие что «этого нет», просто отказываются осознать свою ответственность за то, что происходит с нашими детьми, им не хватает для этого мужества.

Да, можно создать некий замкнутый искусственный мирок, где все будет тихо и благостно – но после занятий дети все равно выйдут за порог школы и столкнутся с реальной жизнью!

- Чего же, по вашему мнению, не хватает современной школе?

- Ответственности взрослых - настоящей ответственности за детей.

Мы призываем всех объединять усилия вокруг школы. Потому что преодолеть сегодняшние проблемы сферы образования можно только совместными усилиями самой школы и семьи при поддержке государства и социально ответственного бизнеса.

Нужна постоянная работа на общегосударственном уровне - усилия по духовно-нравственному воспитанию детей. Без этого нет будущего ни у школы, ни у общества.

share
print