Человек в поисках смысла

30 апреля 2010 11:18 Татьяна Морозова
версия для печати
Буквально одна строчка на днях приковала мое внимание: ««Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты».

Не знаю, было ли с вами такое: тебя мучают какие-то мысли, вопросы, ощущение какой-то дисгармонии в окружающем мире, которую ты не до конца можешь сформулировать… И вдруг – то, что тебя волнует, именно то, что ты искал – попадается на случайно открытой странице книги, или на каком-то вдруг возникшем сайте в сети… Буквально одна строчка на днях приковала мое внимание: ««Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты». Написал ее в Америке, в 50-х годах прошлого века австрийский психиатр Виктор Франкл.

Этот человек пережил Освенцим и написал книгу «Человек в поисках смысла», где проанализировал то, что видел. Он пишет, что силы жить в концлагере находили далеко не самые крепкие, и далеко не те, кто ставил целью найти больше еды или удобное место в бараке – а те, кто видел смысл жизни вне этого кошмара. «Выяснилось, что один издает серию книг по географии, но эта серия еще не завершена, а у второго за границей есть дочь, которая безумно любит его. Таким образом, одного ждало дело, другого - человек. Оба в равной мере получили подтверждение своей уникальности и незаменимости, которая может придать жизни безусловный смысл, невзирая на страдания» - пишет он. После войны Франкл вернулся в Америку. И обратил внимание, что несмотря на благополучие, люди не находят смысла жизни. Он говорит об этом 50-х годах прошлого века!

Дальше мне хочется привести отрывки из книги – мне кажется, в комментариях они не нуждаются.

***

«"Мне 22 года, - писал мне один американский студент, - у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл". Общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое хоть и предоставляет возможность для осмысленной жизни, в действительности же лишь еще сильнее способствует проявлению смыслоутраты. Мы, психиатры, имеем возможность наблюдать это на примере так называемых "воскресных неврозов"…

Техника избавила нас от … борьбы за существование. Мы создали государство всеобщего обеспечения, которое гарантирует каждому сохранение жизни без личных усилий с его стороны. Если однажды дойдет до того, что благодаря технике 15 процентов американских рабочих фактически смогут обслуживать потребности целой нации, перед нами встанут две проблемы: кто должен принадлежать к этим 15 процентам работающих и что будут делать остальные со своим свободным временем - и с потерей смысла их жизни?…В век общества изобилия большинство людей имеют достаточно средств для жизни, однако многим людям совершенно неизвестно, ради чего им жить.»

(Дальше Франкл критикует искаженные смыслы жизни, которые выходят на первый план в «обществе изобилия»)

Если смысл жизни – наслаждение

«…Что касается принципа наслаждения, то я пойду в моей критике еще дальше. По моему убеждению, принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само "стремление к счастью" мешает счастью. Это саморазрушающее свойство стремления к наслаждению лежит в основе многих сексуальных неврозов. Снова и снова психиатру приходится наблюдать, как и оргазм, и потенция нарушаются, когда они превращаются в цель. В норме наслаждение никогда не является целью человеческих стремлений. Оно является и должно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели».

Если смысл жизни – реализация своих способностей

«…Отталкиваясь от … исторического прецедента Сократа, спросим себя: кем бы он стал, если бы все дремлющие в нем потенции действительно нашли свою реализацию? Сам Сократ не скрывал, что наряду с другими возможностями в нем была заложена возможность стать преступником. О чем это говорит? О том, что дело не в осуществлении каких-либо возможностей, а, напротив, в осуществлении необходимости того единственного, что нужно в данный момент. … ….Сущность человека включает в себя его направленность вовне, на что-то или на кого-то, на дело или на человека, на идею или на личность! … Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.

О свободе

«…Поскольку речь зашла о свободе, расскажу об одном случае, который был со мной, когда я читал лекции в одном из американских университетов. Знаменитый американский психоаналитик рассказал, что он только что вернулся из Москвы. Он обнаружил, что неврозы встречаются там реже, чем в Соединенных Штатах. Он добавил также, что это может объясняться тем, что в коммунистических странах, по его мнению, люди чаще сталкиваются с необходимостью выполнения определенного дела. "Это говорит в пользу вашей теории, - заключил он, - гласящей, что направленность на смысл и ориентация на дело являются важным фактором душевного здоровья".

Год спустя польские психиатры попросили меня сделать им доклад. Я процитировал этого американского психоаналитика. "У вас меньше неврозов, чем у американцев, - сказал я им,- потому что перед вами стоит больше дел". Они довольно улыбнулись. "Но не забывайте, - добавил я, - что у американцев остается также свобода выбирать свои дела, свобода, в которой, как мне кажется иногда, вам отказано". Они перестали улыбаться. Как было бы прекрасно … объединить дело и свободу. Тогда свобода могла бы получить полное развитие. Пока свобода - в большей степени негативное понятие, которое требует позитивного дополнения. Этим позитивным дополнением является ответственность. Ответственность соотносится с двумя вещами: со смыслом, за осуществление которого мы ответственны, и с тем, перед кем мы несем эту ответственность. Поэтому здоровый дух демократии будет выглядеть однобоко, если понимать его как свободу без ответственности.

***

Удивительно, что Франкл пишет словно про нас, про наше время. Скажем, про то, что некоторые ищут смысл в здоровом образе жизни – ради собственно здорового образа жизни. Другие в экстремальных ощущениях – ради самих ощущений. Третьи в развитии и самореализации – ради лишь развития. И правда – что толку от чтения тысячи умных книг, если некуда применить эти знания… Но если эти смыслы заводят в тупик, почему сегодня так много людей живут ради них?

Франкл пишет, что истинный смысл у человека – всегда свой, уникальный, его нельзя взять, перенять, навязать, его можно только найти. Он может меняться с годами, а проявляться в ежедневных ситуациях. И он обязательно лежит вне человека, а не заключен в нем самом. Обязательно есть в жизнь дело, для которого лучше всего заточены твои способности. Франкл пишет, что смысл найти бывает очень трудно. Но даже жизнь в поисках смысла - уже имеет смысл.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 163

Все опросы…