Партнерский материал

Реформирование налогов на транспортное средство

Транспортный налог, который платят все владельцы машин: и профессиональные перевозчики, зарабатывающие на жизнь посредством вождения грузовика, и автолюбители, которые берут авто, чтобы съездить, скажем, в магазин часов, с 2011 года может быть полностью упразднен.

Напомним что, с января текущего года данный налог был увеличен вдвое для всех видов транспортных средств: от легковых автомобилей до вертолетов и катеров. При этом была предусмотрена возможность местным властям варьировать размер налога в зависимости от типа транспортного средства, года выпуска, технических характеристик, экологических категорий и прочего. По итогам первых пяти месяцев можно говорить о том, что органы местного самоуправления активно вмешивались в формирование ставок транспортного налога, поэтому в одних регионах сумма выплаты составляет 10 рублей, а в других за средства от уплаты налога можно было приобрести солидные наручные часы.

Данное нововведение вызвало недовольство автолюбителей, тем более, что на деле двукратное повышение обернулось десятикратным. Дело в том, что помимо общего увеличения ставки транспортного налога, местные власти, воспользовавшись данным им правом, практически повсеместно максимально увеличили ее, то есть в пять раз. Если в Санкт-Петербурге для авто мощностью от 150 до 200 лошадиных сил в 2009 году действовала ставка в 10 рублей за "лошадку", то сегодня владельцы подобных машин платят не 20 рублей, а 50. Естественно, подобные изменения в налоговом законодательстве у многих автолюбителей вызвали недовольство, что вылилось в акции протеста по всей стране, ведь в таких условиях в кошельках автовладельцев вряд ли что-то останется на часы или бытовую технику.

Сложно сказать, подействовали ли публичные выступления, но 28 мая текущего года вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи объявил о подготовке законопроекта, отменяющего транспортный налог вовсе. Главным аргументом в обосновании необходимости очередных изменений законодательства названо то обстоятельство, что владельцы автомобилей эксплуатирует свое транспортное средство с разной интенсивностью. Единственным адекватным индикатором использования автомобиля является расход топлива, поэтому компенсировать потери бюджета от отмененного транспортного налога предполагается за счет введения дополнительных акцизов на горюче-смазочные материалы.

Собственно, правительство, осуществляя подготовку изменений в налоговое законодательство, опиралось на мировой опыт. Во многих странах Евросоюза средства, которые взимаются в Росси в виде транспортного сбора, идут в бюджет за счет отчислений от продажи топлива и от стоимости проезда по платным дорогам.

Подобный подход, однозначно, выгоден владельцам нескольких автомобилей, а также тем, кто нечасто эксплуатирует собственную машину. Поскольку транспортный налог, то есть его видоизмененный аналог, будет взиматься только в том случае, если автолюбитель будет использовать свое транспортное средство. Кроме того, граждане, которые продали свой автомобиль по доверенности и фактически не являются владельцами машин, будут освобождены от необходимости постоянно объясняться с налоговыми органами, которые сегодня требуют уплаты транспортного налога от формального хозяина машины.

Впрочем, проект изменений в налоговое законодательство касательно отмены транспортного налога несет в себе ряд недостатков.

Во-первых, введение платы за проезд по определенным автомагистралям или их участкам вряд ли будет благосклонно принято автолюбителями, даже учитывая освобождение от транспортного налога. К тому же, сегодня все дороги в нашей стране являются бесплатными и, при введении платы за их использование, придется строить новые дублирующие магистрали для тех, кто не желает платить за проезд, что влечет за собой расходы, не сопоставимые с суммами сборов.

Во-вторых, акциз на нефтепродукты в краткосрочной перспективе увеличит цену бензина на 10-15 процентов. Основная проблема заключается в том, что предприниматели, так или иначе зависящее от стоимости топлива, а таких подавляющее большинство, вынуждены будут пересмотреть стоимость своих товаров и услуг. Другими словами, стоимость хлеба, платья, дивана, телевизора и, впрочем, любого товара, привезенного автотранспортом, увеличиться на те самые 10-15 процентов за каждый литр потраченного топлива. Таким образом, платить "транспортный сбор" будут не только владельцы авто, но и в опосредованной форме все граждане нашей страны.

В-третьих, не определено, куда конкретно будут идти средства от акцизов: в местные бюджеты или в казну более крупных территориально-административных единиц, что усугубляется противоречиями в сфере управления дорожным хозяйством, когда сегменты одной дороги одновременно стоят на балансе города и области.

Дополнительным негативным фактором налоговой реформы можно считать отсутствие в готовящимся законопроекте механизма контроля над средствами, полученными от акциза на топливо. То есть состояние дорог не будет привязано к сумме, полученной от автовладельцев. Вопрос о том, что должно быть вначале: качественные дороги, за проезд по которым можно будет брать сопоставимую с европейской плату, или деньги на ремонт существующих транспортных коридоров, не выдерживающих никакой критики, не обсуждается.

share
print