Истории

Как Billy`s band покоряли Америку

На днях питерская группа Billy`s band вернулась из гастрольного тура по крупным джазовым фестивалям США и Канады. Вернулись с успехом. Западные СМИ наперебой рассказывали о российской группе, как о сенсации. На выступления Биллисов выстраивались огромные очереди. MR7 попросил ребят рассказать, как это было.

  • billy1_580.jpg
  • billy2_580.jpg
  • billy3_580.jpg
  • billy4_580.jpg
  • billy5_580.jpg
  • billy6_580.jpg

Самый лучший фестиваль – тот, где дают футболки

Поздравляю вас с завоеванием второго места в Рочестерском фестивале джаза.

Михаил: Спасибо. На самом деле все эти места - это очень условно.
Андрей: Там нет мест как таковых.

Расскажите, пожалуйста, о самом фестивале. Что он из себя представляет?

Михаил: Это не конкурс. Самое главное, что это не конкурс.
Андрей: И мест там нет.
Михаил: Это обычный джазовый фестиваль.
Андрей: Ну как обычный… Там очень высокий уровень исполнителей.
Михаил: Много всяких разных артистов. Уровень исполнителей разный, самый разный. Вся разница в том, что кого-то знают, а кого-то не знают. А уровень, конечно, очень высокий.
Антон: Самый лучший фестиваль был в Монреале, потому что там футболки давали (демонстрирует).
Билли: Всем участникам фестиваля подарили по футболке.
Антон: Вот на этом фестивале мне понравилось, потому что на Рочестерском не было футболок.
Михаил: У Антона такой вот определитель уровня фестиваля (смеется).

Сейчас Билли будет гордиться и хвастаться

А всё-таки, расскажите, как вы очаровали американскую публику?

Андрей: Билли, расскажи, как ты очаровал американскую публику!
Билли: Вопрос, конечно, хороший. Придётся сейчас гордиться и хвастаться. Это чёткая провокация. Но лучше, конечно, показать. Мы отсняли кучу материала, и в частности - мы просто не могли устоять, такое было искушение - отсняли двухсотметровые очереди на все четыре шоу в Рочестере. Это было очень весело. Потому что это смешно. Даже в России нет таких очередей.

То есть, там продают билеты прямо перед концертом?

Билли: Там два способа. Можно купить билеты перед концертом, а можно купить билет сразу на все концерты. Называется club pass. То есть, клубный паспорт. Это стоит на один день 100 долларов, на два дня - 200. И получается, что те, кто приехал специально на фестиваль, чтобы посмотреть всё, они, как правило, покупают club pass.
Андрей: Попав на один наш концерт, им пришлось ходить только на наши концерты, четыре раза подряд!
Билли: Да, были такие люди. Мы спрашивали: «Вы нас уже видели? Вы пришли второй раз?», а они говорили: «Нет, мы пришли в шестой раз».
Андрей: Ага, из четырёх возможных они пришли в шестой! (смеется).
Билли: Два раза они были в 2008 году и четыре раза в этом. Имея возможность посмотреть на всяких крутанов типа Херби Хэнконка, Джеффа Бэка - для нас это, конечно, очень лестно.
Михаил: Ну, их-то они ещё посмотрят, а вот нас - неизвестно, когда ещё получится. Мне там понравилось, что очень чётко система работает. Каждый концерт длится строго определённое время. Потому что, если ты играешь больше, люди просто встают и уходят. Не потому что им не нравится, а потому что они хотят посмотреть другие шоу, которые уже начинаются в это время на других площадках.
Билли: Но вот на наших концертах было как раз наоборот. Они хотели остаться, чтобы получить автограф, а их выгоняли, потому что уже стояла очередь на следующее шоу на нашей площадке. Им нужно убрать зал, подготовить всё. Не все получили автографы, к сожалению (улыбается). Но это всё условно, конечно.
Михаил: Конечно, это всё условно. Но, тем не менее, нам сказали, что таких продаж у них не было. Мы продали все диски.

Что же вы такого сделали?

Михаил: Да ничего мы не делали, играли, как обычно. В первый день на наш концерт в Рочестере - это мы потом прочитали в газете - очень много пришло преподавателей детских джазовых колледжей. А они как раз пришли на предмет того, чтобы посмотреть, что сейчас с джазом происходит. И потом, из России мы были одни. Был большой интерес. И вот после этого, после того, как они посмотрели всё это шоу, они написали своё мнение по этому поводу. Типа "джаз и не только".
Билли: И ещё одни факт, который нам очень приятен - по данным Рочестерского джазового фестиваля Billy`s band продали максимальное количество дисков. Одно дело, когда люди просто приходят и хлопают в ладоши, а другое - когда они ещё всё-таки покупают диски, и не один.
Михаил: В Америке это очень серьёзный показатель, потому что там люди так просто деньги отдавать не будут никогда. И потом, у них с этим очень строго. Если им не надо, или они сомневаются, они скорее не будут брать, чем будут. У нас наоборот. У нас может быть как - по пьяному делу взял, а потом на полку поставил и даже не слушаю, вроде как память, что был на концерте. Там немножко другая история.
Билли: Да и цены другие.

Такой успех, на мой взгляд, гораздо круче в масштабах страны, чем футбольные успехи. Я понимаю, русский балет пользуется спросом за границей. Казачий хор, народные коллективы наши там очень любят, но вот джазовая группа…

Билли: Да нет, футбол гораздо круче, потому что его показывают по телеку одновременно во всех странах мира.
Михаил: Дело в том, что это круче, чем футбол только лишь потому, что мы так не получаем, как футболисты.

Как вам кажется, после такого сенсационного рассказа о вас иностранными СМИ кто-нибудь заинтересуется вами из Центральных каналов? Были предложения?

Михаил: Понятия не имею.
Антон: Дело в том, что у нас ещё нет нулевого канала! (смеется)
Билли: Может быть, у нас в Америке появился агент. Возможно. Мы подписали соглашение о намерениях, но контракта никакого пока не подписывали, пока ещё думаем.

То есть, возможен большой гастрольный тур по Америке?

Билли: Так или иначе, он всё равно будет приурочен к фестивалям.
Андрей: Можно я скажу главную задачу? Главная задача, и пока в далёком будущем - это попасть с нашей театральной программой на Бродвей. Это задача, которую, если мы достигнем, то всё! То вы нас больше здесь не увидите! (смеётся)

Нужно много играть в Америке

А что для этого нужно?

Андрей: Для этого нужно много играть в Америке.
Михаил: Любое выступление на джазовом фестивале - это школа большая.
Билли: Во-первых, школа. А во-вторых, очень круто, что много было публикаций. И когда есть уже в Интернете публикации, ты можешь давать ссылку, и другие джазовые фестивали - у них это как круговая порука. Тем более, там у них два раза в год все организаторы фестивалей встречаются. Не только джазовых, но и блюзовых. И у них такой как бы конгресс.
Михаил: Вроде рейтинга каждого фестиваля. Они друг другу говорят, кто и что... У них даже статистика - сколько народу на кого пришло.
Билли: У них статистики нет по количеству каких-то относительных эфемерных успехов, а чёткая статистика посещаемости.
Михаил: Кто сколько на кого купил, грубо говоря.
Билли: В этом смысле, конечно, опыт Рочестерского джазового фестиваля 2010 года нам это очень хороший бонус в нашу репутацию в Америке.
Михаил: Потом, например на Монреальский фестиваль, он по статусу, конечно, выше Рочестерского, но там другая история. Там просто проходящих артистов нет. И если ты попадаешь туда, то это уже говорит о том, что ты...
Антон: Молодец!
Билли: Что ты, как говорил наш бывший президент, "конкурентоспособен".
Михаил: То есть, уже можно закрывать вопрос профессионализма.

Не зря съездил…

Вы ходили на шоу других участников? Чьё выступление там запомнилось или впечатлило?

Михаил: Я ходил, и даже подписал инструмент!
Билли: У одного из своих кумиров и у кумира покойного Гараняна.
Михаил: Это Дэвид Сэнборн. Мы выступали с 8 до 9 на улице, а он выступал в театральном помещении с половины десятого, поэтому я успел. Меня организаторы провели на концерт, потом провели к нему в гримёрку, спросили разрешения у его менеджера. Он абсолютно открытый человек, добрейший, классно выглядит, хоть ему и 65. Я говорю "вы можете подписать?", он сказал "пожалуйста!" (показывает жестом).
Билли: А ты сам говорил то, чему я тебя учил? Мы очень долго готовили речь Мише.
Михаил: Наш агент всё это говорил. Было не так много времени, у меня были секунды. Звёзды, с которыми он работал, стояли рядышком, прислонившись к стеночке. Тоже люди запредельного уровня, у них своих пластинок и составов море. Тоже стояли спокойно. Я дал ему фломастер, он расписался у меня на инструменте, и я настолько после этого распереживался, и стал дорожить этим автографом, что я думал, как же мне его сохранить. В итоге я взял кусок туалетной бумаги, и изолентой заклеил, чтобы влага не попадала (смеётся). Надо, наверно, какой-нибудь лак по металлу поискать.

В нескольких словах - чем примечателен Дэвид Сэнборн?

Михаил: Это такой новатор в саксофонной музыке. С огромным количеством народа переиграл. Он не просто саксофонист, а такое направление.
Билли: У него есть последователи, школа.
Михаил: Он очень давно играет. В своё время, когда я только начинал, я был его фанатом жёстким. Если бы пятнадцать лет назад такое случилось, я бы сразу скончался. Потом я походил, посмотрел, как играют другие. Дети играют так что, просто нет слов! И потом, что такое джазовый фестиваль в Монреале, как и в Рочестере? Это, как Билли вчера правильно подметил, как "Алые паруса" в Питере.
Билли: Это тотальный праздник.
Михаил: Это не просто "где-то там кто-то играет, где-то проходит какой-то фестиваль".
Антон: "Василисы по обмену опытом".
Михаил: В Монреале за всё время фестиваля 800 шоу проходит.
Билли: 800 шоу за три недели фестиваля. Одновременно во всех клубах, где только можно.
Михаил: Люди там разрываются, потому что и то хочется посмотреть, и это. Я и сам так. И туда бы побежал, и на Брайана Зетцера сходил…
Антон: Мы-то на него сходили.
Билли: Зетцер. У него был большой концерт, на котором было 15 000 человек.
Антон: 35 000.
Михаил: Культовый человек!
Билли: Алла Абрамовна (директор группы, режиссёр театральных шоу ББ), правда, сказала, что, конечно, круто, но всё на узнаваемость. Хотя басист делал очень крутое шоу.

На узнаваемость?

Билли: Ну, то есть, песни уже известные, человек старый... Как у Billy`s band, начинаешь играть "Немного смерти" и сразу "Вау!" (показывают жестами восторг публики). Уже неважно, как играют, что... Но шоу у них, безусловно, присутствует. Вообще на Западе никто не говорит "концерт", все говорят "шоу". Это такое правило, что у любого музыканта определённого уровня, в программе где-то поближе к концу, к развязке, у него обязательно есть такой сольный номер, который отчасти является "триком". Это набор трюков. Его, уникальных.
Михаил: Ну типа сюрприза такого.
Билли: Да, типа сюрприза такого. Например, самое простое - играть зубами. У каждого исполнителя есть набор фокусов, которые он показывает, и тем самым как бы "добивает" уже до конца аудиторию. Вот мол, моё совершенство!

Компенсируем мастерство юродством

У вас тоже есть что-то подобное?

Михаил: У нас вообще скорее видео, чем аудио! (смеётся)
Билли: Billy`s band гораздо интереснее смотреть без звука (все смеются).
Михаил: Кстати, когда я пошёл на Сэнборна, уже со своим опытом разных выступлений, смотрел. Шоу как такового нет. Три человека на сцене: клавишник, барабанщик, и Сэнборн посредине стоит. Никто там никуда не бегает, никто ничего не делает, всё на мастерстве, и ты сидишь как прикованный и думаешь: "что они делают!".
Билли: Ну потому что у них есть за счёт чего - они мастерством. А нам приходится…
Михаил: Да, нам приходится компенсировать. Чем компенсировать?
Билли: Юродством.
Михаил: Прыжками Рыжика, внешним видом.
Антон: Засчёт Рыжика и держимся.
Билли: Разговорами.

Отдайте нам джазовую филармонию…

Билли: Вообще, в виду географического расположения наших стран, России и Америки, конечно, пути заметно разошлись. Это чувствуется практически во всём. В размерах одних и тех же вещей, в размере автомобилей. Вплоть до туалетной бумаги. Туалетная бумага на сантиметр или полтора шире, чем в европейских стандартах. Ну это ладно, это мелочи! Если говорить о джазе, здесь тоже за все эти годы - если считать, что джаз развивается с 20-30-х годов - видимо, очень сильно разошлись пути понимания джаза в России и в Америке. В Америке джаз - это синоним слова "весело", а у нас в России это синоним слова "скучно". Поэтому я хочу обратиться с письмом в Комитет по культуре, пока не поздно, пока полностью не загубили джаз в России, по крайней мере, предоставить Billy`s band как единственному флагману джаза в России, хотя бы чтобы окончательно не загубить джаз в России, надо, чтобы филармония джазовой музыки отошла Billy`s band.

 

 

share
print