Истории

Народная этнография: Батуми - Ереван

Мы осуществили самый длинный по времени и самый утомительный перегон из Батуми в Ереван. На преодоление чуть менее 700 километров и армянско-грузинской границы у нас ушло более 14 часов.

Батуми не произвел на меня положительного впечатления и наутро. Это обычный быстро развивающийся курортный город: активно ведется строительство, по улицам ходят полуголые люди с надувными дельфинами, в центральной части — улицы представляют собой один сплошный рынок.

Мне говорили, мол, помешали гиды, что Батуми — самое лучшее место на земле и всё такое. Ну, во-первых, гиды тут совершенно не при чем. Во-вторых, о вкусах не спорят. В конце концов, трудно менее чем за сутки составить сколь либо целостное впечатление о любом городе. Но факт остается фактом: мне не хочется возвращаться в Батуми. Наверное, я вообще не люблю морские курорты.

Однако в целом, Грузия — чудесная страна. Здесь тебя окружают прекрасные люди и пейзажи, а государство совершенно не пытается нарушить эту гармонию. Сюда хочется возвращаться снова и снова.

Во второй уже раз проехав через Тбилиси (только теперь в обратном направлении), мы держим путь на Ереван. Несмотря на то, что на государственную границу не указывает ни один деревенский указатель, сам грузинский КПП — очаг цивилизации. Есть даже огромный Duty Free, в котором полупустые полки с алкоголем и пара образцов грузинских национальных сувениров типа разноцветных вязаных носков и папахи.

Оформление выезда происходит очень быстро. Уж не о нашем давешнем переходе доложили Саакашвили, что он буквально вчера велел слать воздушные поцелуи туристам? Через десять минут вежливого общения нам ставят штампы в паспорт и открывают шлагбаум на выезд.

На армянской стороне дело обстоит куда хуже. Здесь с российских машин взимается налог за проезд по территории Армении. Стоит это удовольствие на срок до 14 дней около $60. У меня тип транспортного средства указан, как "Грузовой пикап", и с меня хотят взять еще больше — как с грузовика. В итоге, после небольшой перебранки было решено платить как за легковой автомобиль и началось заполнение бумаг.

Оформление этого налога заняло больше часа времени. Это происходило гораздо дольше, чем таможенный и паспортный контроль вместе взятые. Представьте себе трёх неторопливых армянских брокеров, каждый из которых выполняет свою маленькую процедуру, а всё остальное время сидит и смотрит по сторонам. При этом ни один не умеет пользоваться клавиатурой. Меня всегда удивлял этот феномен: люди целыми днями сидят на работе печатают на компьютере, но совершенно не формируют никаких навыков.

В помещении было душно, а находящийся здесь таможенник сидел и курил прямо под табличкой "No smoking". Дальше нужно было идти в банк и платить деньги. Армянская валюта называется драм, курс составляет около 370 драм за один доллар. Возвращая сдачу со 100 долларов, сотрудник банка попытался развести меня на пару долларов. Но рядом стоял Армен, который поймал негодяя, что называется, за руку. Банковский клерк вернул недостачу и очень обиделся.

Кстати, каждый, к кому на армянском КПП попадал в руки мой паспорт, всматривался в азербаджанский штамп и что-то бубнил себе под нос. Оказалось, что у Азербайджана с Арменией не только нет сухопутной границы, но и возможности у граждан одной страны посещать другую, даже на самолете. С Турцией у Еревана отношения по понятным причинам тоже напряженные, поэтому в течение длительного времени эта "дорога жизни" через Тбилиси была чуть ли не единственной возможностью покинуть Армению по земле.

От границы до Еревана чуть больше 200 километров езды по перевалам. С одной стороны, ездить ночью по горам уставшими и без соответствующих навыков — это неправильно.

Но, с другой стороны, серпантин не даёт задремать и держит в тонусе. По пути мы проехали город Дилижан, где, по словам героя Фрунзика Мкртчяна из Мимимо, вода из-под крана занимает второе место в мире, а потом слева осталось знаменитое озеро Севан.

В Ереване мы с Рамзаном поселились в огромной двухсотметровой квартире, отделка которой, вероятно, олицетворяет собой представление армянина о роскоши: кожаная и дубовая мебель, колонны с позолотой в зале, бронзовые статуи и джакузи с метровым водопадом. Всё это выглядит достаточно комично, но с функциональной точки зрения — очень удобно. И стоит примерно, как тесный сингл в Мариотте.

Паджеро нас не подвел и мужественно доехал до Еревана. Расход масла через сальник составил около полутора литров на 100 км. Сейчас ребята займутся ремонтом. Надежный автомобиль — это не тот, который не ломается, а тот, который способен дотянуть до точки назначения после поломки.

Барев дзез!
 

share
print