Культура

Не хочу в школу!

26 августа 2010 14:01 Ольга Енина, психолог-психоаналитик Европейской конфедерации психоанализа
версия для печати
Совсем скоро 1 сентября. Собраны ранцы, куплены красивые костюмы, ребенок умеет считать и писать. И вдруг: «Мама, не хочу в школу»!

Что же может быть причиной нежелания ребенка идти в школу:

• Страх. Он может быть связан с неумением общаться с другими детьми. Ребенок может бояться , что его оценят как-то не так, будут смеяться многие беспокоятся что их будут обижать более старшие школьники.

Часто страх связан с тем, что ребенок чувствует себя неуверенно в новой обстановке. Как ни странно, страх может быть у детей, которые во всем первые. У таких мальчиков и девочек переживания могут быть связаны с приближающейся сильной конкуренцией. Особенно актуально это для детей, идущих в престижные школы.

• Нежелание взрослеть. Многие дети четко понимают, что в садике свобода и много игрушек, а в школе «взрослая жизнь и это, как работа»

• Неумение трудиться. Ребенок иногда уже с трех лет знает, что в школе многое придется делать самому и трудиться. И некоторым это делать совсем не хочется. Такие дети всегда не любят убирать игрушки.

• Отсутствие понимания, что такое школа. В какой-то степени таких детей пугает неизвестность.

• Сильная привязанность к родителям. Таким детям трудно справляться, когда рядом нет близкого взрослого. Могут путаться мысли, теряются приобретенные до школы навыки письма и счета, может возникнуть ощущение депрессии.

• Отсутствие опыта общения с другими детьми. Часто это дети, которые не посещали дошкольные учреждения, кружки, секции. Это «домашние дети».

В норме, желание учиться есть у каждого ребенка. Просто существует некий барьер, как «плотина», который мешает ребенку смотреть на школьную жизнь, как на приобретение нового опыта, друзей, овладение знаниями, стремление взрослеть .

Если присмотреться внимательней ко всем этим причинам, можно заметить, что почти все они связаны с эмоциональным дискомфортом у ребенка.

Что же можно посоветовать родителям для того, чтобы желание учиться у их чада не пропало.

  • С малых лет воспитывать самостоятельность у ребенка, хваля за достижения и стремления многое делать самому.
  • Не нагружать «учебой» раньше времени. В норме активный интерес к цифрам, буквам. Знакам возникает с 6-7 лет. Основная работа детства – это игра.
  • Проводить обучающие занятия в диалоге и игре, не заставляя ребенка «сидеть, пока не сделаешь», не обещая конфеты за «две строчки написанных букв».
  • Ребенку необходим социальный опыт до школы. Положительным для малыша этот опыт будет с трех - четырех. Если ребенок по каким-то веским причинам не ходит в садик, то можно записать его на развивающие занятия, кружки. Можно отвести малыша в садик на один год до школы.
  • Важно обучать малыша находить выход из трудной ситуации. Для этого мамы и папы могут предлагать малышу варианты поведения в разных ситуациях. Далее ребенок может придумать свои. Потом их можно опробовать на практике.
  • До школы можно проиграть с ребенком возможные ситуации в школе: одежда оказалась не на той вешалке; опоздал на урок; учитель не разобрался и поставил плохую оценку; другие дети стали задирать; как собрать портфель самому. Такой опыт сослужит хорошую службу вашему малышу.
  • Очень важна постоянная поддержка ребенка, понимание, что с ним происходит. Дети, которые могут поделиться с родителями своими «проблемами» и при этом знают, что их не будут критиковать и осуждать, всегда более адаптивны в жизни.
  • Родителям следует помнить, что выбор жизненного пути всегда индивидуален. Если ребенок не станет бизнес- магнатом, а выберет путь повара, дизайнера или учителя и при этом будет счастлив, это и станет главной наградой родителей за воспитание личности .
  • Когда ребенок идет в школу, то изменяется статус семьи. Родителям необходимо обсудить между собой новые правила: кто будет делать с ребенком уроки, кто забирать после школы, кто будет водить на кружки и т. д. Родители должны быть готовы к переменам, тогда и ребенку будет понимать, то с «тылом» все в прядке.

Об авторе: Ольга Енина, психолог-психоаналитик: детская, семейная и подростковая психотерапия. Опыт работы с детьми более 10 лет. Как связаться: info@concepcia.ru

Задать вопрос нашему эксперту в рубрику можно по адресу: detki@mr7.ru

 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 517

Все опросы…