Культура

Давайте жить дружно!

23 сентября 2010 12:31 Ольга Енина, психолог-психоаналитик Европейской конфедерации психоанализа
версия для печати
Как избежать соперничества между детьми.

«До рождения братика Маша была просто ангел. Теперь постоянно капризничает и с ней невозможно договориться», - жалуется мама пятилетней Маши.

« Денис все время исподтишка пинает годовалого брата Никиту», - рассказывает мама другого ребенка. И таких историй очень много.

Что же такое происходит со старшими детьми и главное, как помочь братьям и сестрам дружить?

Основная причина изменения поведения старших детей – это сильные эмоциональные переживания, с которыми ребенку самому очень трудно справится.

Это может быть:

  • переживание, что ребенка теперь разлюбили;
  • ощущение, что младшему достается больше любви;
  • чувство своей брошенности, особенно, если старший в это время идет в детский сад или школу;
  • мысли о том, что ребенка свергли с пьедестала ;
  • злость на младшего, как на соперника в папиной и маминой любви;

Соответственно, каждый ребенок пытается с этим справиться. Одни дети стремятся быть лучше и своими успехами завоевать свое место в семье. Это хороший вариант.

Другие пытаются вести себя, как маленькие: требуют, чтобы их положили в родительскую кровать, покормили, капризничают. С такими детьми становится невозможно ни о чем договориться.

Иногда дети начинают обижать младших: толкать их, отнимать игрушки, кричать. Бывает, что дети уходят в болезнь, опять же в надежде получить больше заботы и быть ближе к маме .

Как же нужно вести себя родителям, чтобы помочь старшему ребенку справиться с этими переживаниями .

  1. В ожидании младшего активно обсуждать все со старшим, планировать, как будет происходить жизнь после рождения братика-сестрички, кто где будет спать. Заранее обсуждать возможные трудные ситуации, связанные с изменением режима.
  2. Если родители предполагают , что после рождения малыша старший будет спать в другой комнате, лучше сделать это до радостного события, дав ребенку возможность привыкнуть и адаптироваться к ситуации .
  3. Нежелательно совмещать две ситуации: рождение ребенка и поход старшего в садик , так как ребенок может это воспринять, как изгнание.
  4. Родителям разумно обсудить, как изменяться их обязанности после рождения второго ребенка: кто будет водить старшего в садик, школу или на кружки, кто будет читать книжку, кто укладывать и т. д. Чем более все это будет обсуждено, тем легче будет справиться с переменами после рождения ребенка .
  5.  Замечая признаки волнения или сердитости старшего, разговаривать с ребенком, объясняя ему его чувства и помогая разрядить свое напряжение.
  6. Старший может начать применять детские способы поведения (капризы, требования кормить, спать с родителями). Желательно не поддерживать их, а наоборот показывать, что вы цените старшего за его самостоятельность и помощь вам с маленьким. Можно предлагать старшему научить малыша всему тому замечательному, что тот уже умеет .
  7. Обязательно надо найти время для общения только со старшим, чтобы он ощущал себя полностью счастливым.
  8.  Если старший угрожает малышу или пытается его обидеть, опять же скажите ребенку с чем это связано и спокойно объясните, что это неприемлемо и помогите ребенку найти способ выхода своим эмоциям. Это может быть спортивный кружок, вербальное выражение.
  9. Находите время для похвалы, теплых слов и эмоциональной заботы .

Об авторе: Ольга Енина, психолог-психоаналитик: детская, семейная и подростковая психотерапия. Опыт работы с детьми более 10 лет. Как связаться: info@concepcia.ru

Задать вопрос нашему эксперту в рубрику можно по адресу: detki@mr7.ru

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 173

Все опросы…