Истории

Аварий с маршрутками стало слишком много

25 марта в городской прокуратуре работала «горячая линия»: граждане могли пожаловаться на нарушения, совершаемые водителями маршруток.

Это - один из пунктов программы по борьбе с аварийностью на общественном транспорте.

Программа, в которую включились и силовики, и чиновники, объявлена широкомасштабной.

Но она включает в себя лишь карательно−показательные мероприятия.

То есть, борьба идет не с причинами, а со следствиями.

Деньги, выделенные в свое время на антиаварийную подготовку водителей, то есть, на профилактику ДТП, чиновники перебросили… на антинаркотическую пропаганду.

«Зарплатама нет − работама нет»

Пассажиры маршруток без всяких проверок и рейдов знают, отчего случаются аварии. Они бесконечно пересказывают друг другу истории о том, что водители не знают названий улиц, по которым едут, как «на зависть Цезарю» рулят, считают деньги и говорят по телефону одновременно, как идут на любые нарушения правил, чтобы заработать лишнюю копейку.

«Ехала по Московскому проспекту в маршрутке на работу. За нами ехала другая «Газель». Водители попросту устроили гонки: кто быстрее подлетит к остановке и заберет пассажиров, − рассказывает Юлия Прокопенко. − Закончилось все столкновением и выяснением отношений на кулаках. Было очень страшно».

По мнению Ивана Чужмара, преподавателя Центра высшего водительского мастерства, для «Газели» оптимальной является скорость 60 км/ч.

Когда скорость превышает эту отметку, автомобиль становится непредсказуемым на дороге, а значит, возрастает риск ДТП.

Водители, загнанные в жесткие условия работодателями, пытаются заработать, наплевав на безопасность пассажиров.


По словам Юрия, работающего автослесарем в одной из компаний−перевозчиков, русских водителей на маршрутках практически не осталось, трудятся гастарбайтеры.

Зарплата мизерная, «черная», условия ужасные. Автобусы на ремонт приезжают в жутком состоянии - фактически, когда «сыпаться» начинают.

«Невыгодно работать, - объясняет Тимур, колесящий на одном из коммерческих маршрутов. – Каждый день нужно сдавать определенную сумму. Зачастую приезжаю глубоко ночью, посплю несколько часов прямо в автобусе - и снова на линию».

По словам водителей−гастарбайтеров, официальную часть зарплаты они получают вовремя, «конвертная» часть сильно задерживается.

Штрафуют за все подряд. Отпуск - две недели. Отпускные - 2 тысячи рублей.

При увольнении работник всегда должен компании. Поэтому часто водители уезжают без предупреждения, оставив свои вещи и трудовые книжки, побросав автобусы на линии. Только бы не иметь дело со службой безопасности.

Неученых − тьма

Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга, признает, что отток квалифицированных водителей есть.

«Приходится принимать на работу водителей−иностранцев. Разумеется, мы проверяем их профпригодность. Но проблема низкой квалификации, конечно же, есть», − говорит Киселев.

Он упрекает городские структуры в том, что ответственность за ее решение они перекладывают исключительно на компании, которые занимаются перевозками.

Ни Комитет по транспорту, ни ГУП «Организатор перевозок» практически не интересуются этой проблемой, оживляясь только, когда происходят крупные ДТП.

Тогда сразу создаются комиссии и проводятся проверки. Для выявления недостатков. А о подготовке водителей и создании условий для их работы чиновники предпочитают не задумываться, оставляя эту проблему работодателям.

По словам Киселева, Ассоциацией перевозчиков пассажиров была разработана программа по контраварийной подготовке водителей. В бюджете на ее реализацию было предусмотрено 3 миллиона рублей.

Но при последующей корректировке бюджета комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности перекинул эти деньги в другую расходную статью – на «информационную политику по борьбе с наркоманией».

Между тем, по уверению Василия Киселева, есть и автодромы, и люди, готовые заниматься обучением водителей. Нет только главного – денег.

Остановка по требованию

Чиновники соглашаются: необходимо повышать квалификацию водителей. Но считают, что это − задача перевозчиков. А задача комитетов и ведомств - наказывать их за нарушения.

На днях представители комитета по транспорту, ГУП «Организатор перевозок», силовых и надзорных органов продемонстрировали «успешную борьбу» с перевозчиками-нарушителями.

В ходе внепланового рейда было проверено 18 машин, выявлено 14 нарушений, 3 машины были сняты маршрута.

Правда, источник, работающий в парке одного из перевозчиков, конфиденциально рассказал корреспонденту «МР», что, как правило, перевозчик заранее знает, где будет проходить проверка, и проверяющим специально «сдаётся» несколько машин, ведь у всех есть план.

В ассоциации перевозчиков пассажиров, уверены: на ситуацию с аварийностью проверки коренным образом не повлияют. Даже если одну-две из шести компаний образцово-показательно накажут, то в других ситуация останется прежней.

А отстранить от работы все компании - значит, устроить транспортный коллапс. Как работает городской общественный транспорт, все мы знаем.

Как объяснили в прокуратуре, по телефонам горячей линии пожаловаться на нарушения в маршрутках можно было 25 марта.

Однако добавили, что жаловаться на маршруточников можно и в любой другой день, обратившись в соответствующую районную прокуратуру. Заявление будет рассмотрено, и о результатах проверки заявителя уведомят.

share
print