Истории

К чему стремительно дорожают бензин и соляра

За три недели бензин в России подорожал на 1,3%, а дизельное топливо – на 1,6%. Аналитики советуют приглядеться: нет ли здесь ценового сговора?

За три недели бензин подорожал на 1,3%, а дизельное топливо – на 1,6%. Потребительские цены выросли за этот же период на 1,8%. «С этой точки зрения рост цен на топливо не превосходит среднего роста цен. Однако значительно превосходит инфляцию», - считает Александр Сурков, руководитель факультета экономики Европейского университета.

На прошлую среду уходящий с рынка Аи-80 стоил в Петербурге на 50 копеек дороже, чем в среднем по России. Цена на Аи-95 в городе была выше на 77 копеек за литр. Что касается дизеля, то его цена была выше средней по России на 1,34 руб. Эксперты отмечают: в прошлом году эта разница была не такой заметной. Более того, Аи-92 стоил в городе на Неве меньше, чем в среднем по России.

Причины и подозрения

Происходящее на топливном рынке экономист Александр Сурков связывает с динамикой цены на нефть, которая в понедельник преодолела знаковую планку в 100 долларов за баррель – впервые за два года.

Среди причин он также указывает увеличение акцизов на бензин: с 2011 по 2013 сбор будет увеличиваться на рубль за литр ежегодно.

По мнению Суркова, не исключен и ценовой сговор между крупными участниками рынка Северо-запада: «Превышение роста цен на топливо в Петербурге над общероссийским и значительное превышение его «добавки» в величине акциза служит в пользу сговора».

В пресс-службе нефтяной компании «Лукойл» уверяют, что в российских мегаполисах ценового сговора быть не может - наоборот, присутствует сильная конкуренция, особенно в Москве. «Что касается регионов, то там, возможно, ей есть место» - сказал представитель компании.

В «Лукойле» MR7 назвали четыре причины роста цен на топливо. Это уже упомянутая мировая цена на нефть, инфляция, высокие налоги (свыше 50%) и тарифы на электричество.

Почему дорожает «дизель»

Что касается дизельного топлива, то представитель «Лукойла» считает, что сыграли роль два важных фактора: рост мировой цены и введение на территории России стандарта Euro 5.

Ольга Гаранина, директор центра энергетической политики Университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), называет еще одну причину. Значительный ценовой всплеск на дизельное топливо, пришедшийся на ноябрь-декабрь 2010 года, по ее мнению, обусловлен переходом с летнего «дизеля» на зимний.

Александр Сурков добавляет, что рынок дизельного топлива более монополизирован, чем рынок бензина. Кроме того, дизельное топливо потребляется коммерческим транспортом, спрос на него стабилен, то есть меньше зависит от изменения цен. А значит, никуда покупатель не денется.

Чем это нам грозит

Рост цен на топливо всех коснется, считает Александра Сурков. «Сельское хозяйство сильно зависит от цен на топливо, если государство не будет их дотировать, то нас ждет стремительный рост цен на сельхозпродукцию, и это притом, что цены на нее и так растут из-за неурожаев» - прогнозирует эксперт.

Ольга Гаранина тоже считает, что рядовым гражданам придется раскошелиться, ведь рост цен на топливо будет способствовать разгону инфляции. «В сфере торговли это может особенно затронуть торговлю продуктами питания, - говорит она, - В сельском хозяйстве рост цен на топливо приведет к росту себестоимости и ослаблению конкурентных позиции российских производителей в сравнении с импортом».

Аналитики также призывают приглядеться к рынку грузоперевозок. Цены там уже выросли. И в транспортно-экспедиторской фирме «Деловые линии», и в компании «Русский транзит» MR7 подтвердили, что вынужденно подняли цены на свои услуги.

Как следствие, прогнозируется повышение цены на любую продукцию, изготовленную за пределами Петербурга.

Однако, в компании «Резерв Хлеб», занимающейся закупкой, продажей, перевозкой и хранением зерна и круп, заверили, что до конца этого года тарифы менять не планируют. Впрочем, большая часть поставок у них идет через железную дорогу.

Авторынок не изменится

Что касается спроса на автомобили с дизельным двигателем, то падения на него пока нет – утверждают в автосалонах города. Как заметил менеджер по продажам одного из салонов, «все понимают, что к лету цены скорректируются, и «дизель» будет стоить ниже, чем бензин».

Представитель другого салона отметил, что автомобили на дизеле всегда стоили дороже и покупали их меньше. Повышение цены на топливо для таких машин не сыграло особой роли.

Статистика

Только с 11 по 24 января, по данным Росстата, Аи-80 подорожал на 1,01 руб. за литр. Теперь он стоит в среднем по России 21,59 руб. Популярный Аи-92 стал дороже на 0,48 руб. – его цена составила 24,11 руб. Бензин марки Аи-95 повысился в цене на 0,51 руб, а дизельное топливо на 0,96 руб. Их цена 26,01 и 24,97 руб. за литр соответственно.

 

 

share
print