Культура

Сегодня «Щелкунчику» в постановке Михаила Шемякина исполняется 10 лет

12 февраля 2011 13:57
версия для печати
Сегодня  «Щелкунчику» в постановке Михаила Шемякина исполняется 10 лет
Десять лет спустя на юбилейный спектакль приехали почти все, кто причастен к его созданию. В главных партиях выступят: Маша – Наталья Сологуб, Щелкунчик-принц – Александр Сергеев, Дроссельмейер – Антон Адасинский. В зале будут и Михаил Шемякин, и Кирилл Симонов.

Балет Чайковского «Щелкунчик» живет на сцене  Мариинского театра более ста лет. В разные эпохи он шел в театре в разных редакциях.

Первая постановка 1892 года, созданная Львом Ивановым по сценарному плану Мариуса Петипа и в костюмах Ивана Всеволожского, поражала роскошью и запомнилась современникам сказочной красотой Вальса снежных хлопьев.

Постановку Федора Лопухова, поместившего своего «Щелкунчика» в модернистское сценическое пространство, вскоре сменила академическая версия Василия Вайнонена, сочинившего спектакль-сказку. На этом спектакле воспитаны все нынешние поколения артистов мариинского балета, знакомство которых с этой постановкой начиналось с первых классов балетной школы, и несколько поколений зрителей, у которых с этим спектаклем связаны первые театральные впечатления.

Излишний налет «детскости» первым снял с этого балета Валерий Гергиев, услышавший в партитуре Чайковского трагические ноты. Маэстро открыл купюры, привел в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала по-иному, ломая стереотипы и вскрывая иные смыслы. Новизна музыкального прочтения Валерия Гергиева привлекла Михаила Шемякина, создавшего, пожалуй, самую радикальную постановку из всех, бытовавших на сцене Мариинского театра, и приблизившую балет к его литературному первоистоку – к миру гофмановских фантазий.

«Мне выпала большая честь соприкоснуться в моей творческой судьбе с Мариинским театром и воплотить на его исторической сцене свои художественные замыслы, - рассказывает художник Михаил Шемякин. - В 1999-м году Валерием Гергиевым передо мной была поставлена сложнейшая и ответственная задача – это создание совершенно новой и необычной версии балета «Щелкунчик» для того, чтобы вывести его из «разряда» детского и сугубо новогоднего представления.

Создав лучшее дирижерское решение музыкальной партитуры Чайковского и раскрыв необычайную глубину и трагичность, заключенную в сюжет детской сказки, Гергиев, естественно, захотел воссоздания духа мистической и бурлескной Гофманианы, столь необходимой для этого музыкального шедевра».

Премьера спектакля в хореографии Кирилла Симонова и в декорациях, костюмах и постановке Михаила Шемякина состоялась 12 февраля 2001 года при участии Натальи Сологуб в партии Маши, Андриана Фадеева в партии Щелкунчика-принца и приглашенного на проект Антона Адасинского в роли Дроссельмейера.

За десятилетие «Щелкунчик» побывал на гастролях в Германии, Франции, США, Велкобритании.

«Что может делать настоящий художник с костюмами и декорациями!.. Михаил Шемякин не только создал для спектакля фантастически-гротескные декорации, но и переписал либретто. Надо отдать ему должное – художнику удалось вдохнуть в достаточно затертый сюжет озорство и язвительный юмор», - пишет «Вашингтон пост» в 2003.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 824

Все опросы…