Истории

Мишка Тедди завоевал Петербург

Сегодня теддизм – целое направление в современном искусстве. Сотни мастеров-теддистов работают и в России, создавая как классических, так и оригинальных Тедди. Из объекта искусства медведь превратился в орудие создания предметов искусства, подобно кисти живописца.

  •  bartenev_580.jpg

    один мишка Андрея Бартенева стоит около 50000 рублей

    Источник: один мишка Андрея Бартенева стоит около 50000 рублей

  •  betyukova_580.jpg

    медведи в человеческий рост из папье-маше, авторы Наталья Бельтюкова и Ольга Герр

    Источник: медведи в человеческий рост из папье-маше, авторы Наталья Бельтюкова и Ольга Герр

  •  DSC02070_580.jpg

    работы Натальи Гапоновой и Марка Ли, Санкт-Петербург

    Источник: работы Натальи Гапоновой и Марка Ли, Санкт-Петербург

  •  duzheva_580.jpg

    автор Дюжева Ирина

    Источник: автор Дюжева Ирина

  •  IMG_3208_580.jpg

    автор Инна Старовойтова, СПб

    Источник: автор Инна Старовойтова, СПб

  •  IMG_3245_580.jpg

    автор Анна Цымбал, Спб

    Источник: автор Анна Цымбал, Спб

  •  IMG_3548_580.jpg

    автор Оксана Муратова, Москва

    Источник: автор Оксана Муратова, Москва

  •  mishko-zayats_580.jpg

    мишкозаяц Полины Крик

    Источник: мишкозаяц Полины Крик


«Я не совсем уверен, что использование моего имени принесет успех

производству плюшевых медвежат, но если вы так уж настаиваете,

то пожалуйста, вы можете назвать его моим именем» 

Теодор Рузвельт, 1903 год.

В 1903 году фирма Маргарет Штайфф совершила революцию в сознании потребителей. Игрушечного медведя, ранее полностью повторявшего образ угрюмого четырехлапого дикого собрата, она поставила на задние лапы. Зверь превратился в существо, подобное людям. Из животного стал другом, приятелем, человекообразным мишкой.

По легенде, прозвище «мишка Тедди» (Teddy Bear) плюшевая игрушка получила в том же 1903 году, когда президент США Теодор Рузвельт, окруженный свитой и журналистами, отправился на охоту. Заметив маленького медвежонка на опушке, президент пожалел зверя, и стрелять не стал. На следующий же день все газеты воспевали добросердечность и благородство главы страны. С чьей-то легкой руки ничего не ведающий медвежонок был назван по имени своего спасителя – Тедди, сокращенное от Теодор.

Сегодня, спустя более ста лет, теддизм – целое направление в современном искусстве. Сотни мастеров-теддистов работают и в России, создавая как классических, так и оригинальных Тедди. Из объекта искусства медведь превратился в орудие создания предметов искусства, подобно кисти живописца.

Тедди в Питере

В Петербурге активно работают около двух десятков школ и курсов, где можно научиться создавать Тедди. На 99,9% их аудиторию составляют женщины 25-40 лет, состоявшиеся, молодые и активные. Большинство из них – домохозяйки, но нередко встречаются и юристы, компьютерщики, бизнесвумен. Есть и такие, кто поменял профессию и сделал мишек своей работой: кто-то открыл маленькие магазинчики, другие преподают в школах или основали собственные курсы.
 

Как правило, увлечение Тедди начинается на специализированных выставках. Например, крупнейшая выставка «Время кукол» в Москве и Петербурге дважды в год собирает мастеров из Австрии, Германии, Прибалтики, Казахстана и разных городов России. Здесь можно получить первую информацию о теддизме, пройти мастер-класс, выбрать студию по душе или записаться на индивидуальные занятия с мастером.


Перед начинающим теддистом стоит непростая задача: досконально освоить классическую технику создания мишки Тедди, научиться правильно крепить детали, оформлять мордочку, работать с тканью. Такой классический Тедди обязательно состоит из пяти подвижных деталей, у него строго определенная форма мордочки, в составе - только натуральные материалы. После того, как изучены основы, мастера могут приступать к самому интересному: экспериментировать, искать неожиданные подходы к классическому медведю. Теддисты Петербурга используют разные техники, материалы, каноны. Фантазия мастеров создает мишек с кукольными головами, с русалочьим хвостом. К последней выставке известный художник Андрей Бартенев создал мишек из папье-маше, украшенных черно-белым орнаментом, а к следующему мероприятию готовит медведя-комод в 2,9 метров высотой.

Дорогие мишки Тедди

В Петербурге магазины и лавки, специализирующиеся на продаже игрушек Тедди, все больше становятся популярными и приносят доход. Средний питерский авторский мишка стоит от 2 до 10 тысяч рублей. Одним из самых дорогих в истории питерского теддизма считается «мишка-заяц» Полины Крик, который был продан лондонскому коллекционеру за 14 тысяч рублей. Питерцам еще далеко до мировых стандартов: скажем, мишка Тедди компании «Штайн», украшенный глазами-бриллиантами и «живущий» в ящике из пуленепробиваемого стекла, стоит несколько миллионов рублей.
 

Мастер может потратить на одну игрушку от нескольких часов до нескольких месяцев, в зависимости от сложности работы. Причем авторской может считаться лишь та игрушка, детали которой, вплоть до мельчайших, сделаны руками мастера, а не куплены в готовом виде. Пуговицы, глазки, некоторые особо увлеченные рукоделы даже самостоятельно занимаются ткачеством. «Иначе это не творчество, а простое собирание конструктора», - объясняют они. Стоимость материалов, таким образом, стремится к минимуму, в этой игрушке самое ценное – эксклюзивная авторская работа.

Классический пример Тедди-петербуржца – мишка, выполненный в ретро-стиле. Не глянцевые, не лощенные, а винтажные, искусственно состаренные мишки, которые выглядят так, будто с ними играло не одно поколение детей, стали визитной карточкой питерских мастеров.

Живые или синтепоновые?

Анна Цымбал – одна из молодых питерских теддистов, по специальности музеевед, с детства чувствовала особенную притягательность старинных вещей. Сейчас в ее коллекции более 150 мишек разных авторов:
 

«Я воспринимаю своих Тедди как живых. Даже дать их подержать чужому человеку для меня тяжело. Я продаю свои игрушки только тем, кто понимает, что мишку нельзя просто поставить на полку и забыть. С ним надо нянчиться».
 

Не впадать в крайности призывает другой выдающийся питерский мастер – Елена Карабина. Мать двоих детей, она создает свои куклы по ночам. Ее необычные авангардные работы часто становятся победителями выставок и конкурсов, привлекая внимание нетрадиционной формой исполнения:
 

«Когда я вижу в Интернете странички женщин, которые наряжают своих кукол, ходят с ними гулять – мне становится страшно. Хочется им сказать – лучше отдавайте свои внимание и заботу детям, внукам. Игрушки – это просто бездушный материал, внутри - синтепон. А любить надо друг друга!».


 

share
print