Хор. Отл.! Поют мальчишки Санкт-Петербурга

16 марта 2011 16:04
версия для печати
Хор. Отл.! Поют мальчишки Санкт-Петербурга
Что может заставить сотню своенравных пацанов беспрекословно подчиняться взмаху руки?

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Хор. Отл.! Поют мальчишки Санкт-Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Хор. Отл.! Поют мальчишки Санкт-Петербурга»
  • Фоторепортаж: «Хор. Отл.! Поют мальчишки Санкт-Петербурга»

Известны случаи, когда дирижеры хоров успешно управляли симфоническими оркестрами. Но никогда – наоборот. Тот, кто стоит за пультом даже самого большого оркестра, не справится сходу со сложным организмом детского хора.

Руководитель «Хора мальчиков Санкт-Петербурга» Вадим Пчелкин потратил 16 лет на свою учебу: 11 лет в школе при Капелле, 5 лет Консерватории. Взрослый хор молодой дирижер получить не мог, так что искал любую возможность реализоваться.

Это было время больших надежд – девяностые годы. «Если бы тогда я реально представлял, с чем придется столкнуться, я бы решил, что это задача невыполнимая», – признается дирижер.

14 лет – конец карьере

Хоры мальчиков ведут историю из прошлого: в старых церковных хорах России и Запада женщин никогда не было; вместе с мужчинами пели только мальчики. На такой состав рассчитана вся старинная церковная музыка. Особенно ценным считается мальчишеский тембр. Хор мальчиков железно вызывает «мурашки по коже».

Но это сокровище недолговечно. Певческая карьера мальчика обрывается в 12-14 лет. Поэтому маленький певец не имеет права на передышку, он должен за считанные годы прожить полноценную певческую жизнь.

Впервые мальчишки попадают в студию в 4-5-летнем возрасте. «Большинство из них – непоющие дети, – признается Вадим. – Мы пытаемся понять, есть ли хоть какой-то отрезок диапазона, за который можно зацепиться».

Вадим и дети

«Привязываюсь к детям и с большим трудом расстаюсь. - говорит Вадим, - Они лишены стереотипов, на все дают эмоциональную оценку. У меня есть тетрадь, куда я вношу их  выражения. Например, один мальчик сказал: «Не надо спрашивать, как у меня дела и что я делаю! Дела у меня всегда хорошо, и я никогда ничего не делаю…»»

 «Сердится он на нас крайне редко, только когда несерьезно относимся к делу. – признался Максим Веселовский, один из воспитанников, - Больше всего расстраивается, когда после всех репетиций кто-то из выступающих не приходит на концерт. Вадим Саныч воспринимает это как личное предательство».

Пение или жизнь?

Только единицы выбирают певческую карьеру. Женя Роговицын сегодня солист Малого оперного театра, Валентин Чирков стал студентом Консерватории.

Со сложным чувством Вадим вспоминает Диму Бойко – «звездочку» хора прошлых лет:

«Такие данные удается услышать раз в 50-100 лет. Дима обладал неповторимым артикуляционным аппаратом, колоссальным диапазоном. Когда он начинал петь, то полностью подчинял себе аудиторию. Даже певцы, которые находились рядом с ним в хоре, затихали, как во сне.

Но он не захотел стать профессиональным певцом».

«Наркотик» для хулиганов

На Западе мальчишеские хоры – это еще и профилактика подростковой преступности. Пчелкин тоже с гордостью говорит о вчерашних хулиганах.

«В студии занимался мальчик с очень сложной психикой. Мы взяли его на длительные гастроли, на 30 дней. В изоляции стало ясно: мальчик неадекватен. Единственное, в чем он находил себя – это пение, прекрасный голос. Благодаря этому, мальчишки его зауважали. На наших глазах он стал меняться (1-2 концерта в день, не считая репетиций,. так что петь приходится все время – прим. ред.).

Постепенно выстроились отношения со сверстниками, родителями, школой. Ребенок психологически вырос. Потому что он был занят делом, которое у него хорошо получалось».

«Пение – это как наркотик, в хорошем смысле, – перебивают друг друга мальчишки. – Когда нет концертов, чувствуется – чего-то не хватает. А самое счастливое время – гастроли. Каждую осень мы отправляемся в Германию на месяц-полтора. Путешествуем, каждый день даем концерты. В залах, церквях, солдатских казармах – поем везде».
 

Репертуар хора – классика, эстрада, церковные песни (например, мальчики целиком исполняют Литургию Чайковского).

Выпускники хорового коллектива продолжают дважды в неделю приходить в студию, репетируют в составе хора выпускников.

Принципы Пчелкина

- никаких домашних заданий. Дети должны иметь право на отдых. «Была бы моя воля, – говорит Вадим Пчелкин, - я бы и школьные «домашки» отменил».

- установить контакт с каждым ребенком из ста. «Порой меня просто не хватает на всех, тогда я стараюсь хотя бы послать смс или написать короткое сообщение в «Вконтакте»: «Саша, что-то ты сегодня был не в духе, что случилось?»».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 294

Все опросы…