Истории

Афон: история одной экспедиции

В 1990 году журналисту Анатолию Карелину удалось побывать на Святой горе.

Этот снимок сделан больше двух десятков лет назад - в августе 1990 года возле русского монастыря Святого Пантелеимона, что расположен на Афоне в Греции.

За нашими спинами на втором плане – дом для паломников на Святую землю, выдержавший весной того же года сильный пожар. Как рассказали насельники монастыря, все деревянное в нем было уничтожено огнем, а вот дореволюционных времен кирпич выдержал.

Но и через несколько месяцев после случившейся беды рядом еще попахивало гарью и виднелись следы пожарища. Чуть выше в левом углу – собственно храм, другие здания и сооружения самого монастыря. В церковном одеянии – архимандрит Августин, который был нашим проводником на святую землю. Он и сейчас преподает в Санкт-Петербургской духовной Академии.

Государство в государстве

От него мы и узнали тогда, что собственно Афон (Айон-Орос по- гречески) – это полуостров, вытянувшийся в море почти на сотню километров и шириной примерно 25 км.

Государство (православное) в государстве, где находится 20 монастырей, скиты, кельи, которые зачастую расположены на неприступных скалах как ласточкины гнезда.

Большинство монастырей составляет греческое монашество, но есть сербский, болгарский и русский монастыри да еще румынский скит.

История российского религиозного подвижничества ведет здесь отсчет с начала ХI века. Знававший лучшие времена, тогда монастырь Св. Пантелеимона влачил довольно скромное существование. Около двух тысяч монахов населяли его до 1917 года, а к лету 90-го жизнь в нем поддерживали около 30 человек. И если раньше здесь бывали сотни паломников, то к концу прошлого века их насчитывалось не больше двух-трех десятков в год.

Нам удалось недолго пообщаться с монахами. Правила посещения Афона очень строги, и мы, конечно, не смогли их полностью соблюсти – официальное оформление заняло бы слишком много времени. Поэтому, опасаясь гнева церковных властей Афона (других там нет), очень нервничал старец Еремей.

Тем не менее, как бы искупая неловкость ситуации, братья сумели проявить свое гостеприимство. Они поделились с нами чем могли. Выкатили тачки 2-3 арбузов, дали несколько буханок своего хлеба и предоставили на пробу монастырское вино.

И вот на фотографии мы как раз готовимся к отходу. Почти в полночь подняли паруса и отправились дальше. Следующей большой остановкой на суше для нас станут Афины, но это уже будет другая история.

«Вера», «Надежда», «Любовь»

Попасть на Афон и сейчас-то не очень просто, а в те времена, когда до развала Союза еще оставалось почти полтора года, можно сказать, было вообще непонятно как.

Участникам экспедиции посчастливилось. В тот год реализовалась идея повторения пути «из варяг в греки», но не по Днепру, а по Волге. Ее автором и инициатором стал энтузиаст и судостроитель из Петрозаводска Виктор Дмитриев. На судоверфи в столице Карелии он с единомышленниками наладил строительство судов по образу и подобию старинных образцов, на которых и планировалось отправиться в дальний путь по маршруту - от Кижей через всю Россию по Волге и Дону и далее по морям до горы Синай в Египте.

И они были построены специалистами с помощью самих участников похода. В дальний путь отправились лодьи с именами «Вера», «Надежда», «Любовь». Они были оснащены парусами и веслами, на одной из них установили 40-сильный движок. Четвертой в караване была небольшая моторная яхта из Мариуполя.

«Золотой век»

Но одного энтузиазма было мало. Поэтому в рамках движения народной дипломатии появилась программа «Золотой век». Она состояла из пяти крупных акций, главная из которых называлась «Паломничество».

Эта экспедиция была первой попыткой возродить регулярное паломничество верующих из СССР к религиозным святыням. Поэтому в длинном списке ее организаторов и спонсоров (всего около 30) в числе основных оказались Русская православная церковь и Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири.

Говорят, что дело благословил только что ставший тогда патриархом Алексий II (служивший до этого митрополитом Ленинградским и Новгородским).

Среди паломников оказались люди со всех концов Союза, в том числе были представители бизнеса и доктор из Питера.

 

share
print