Истории

Другая планета Дания -2 или почему молодежь идет в фермеры и любит ТВ

Вы можете себе представить, чтобы какой-нибудь наш предприниматель, изготавливающий, скажем, резинки для штанов, пришел, к примеру, в МО «Парнас» и попросил помочь ему наладить международное сотрудничество или вызвать эксперта по развитию? А такое бывает, в Дании.

Как в Дании помогают бизнесу

Изначально, еще в 80-90-х годах здесь не было духа предпринимательства, люди предпочитали быть наемными работниками. В какой-то момент правительство осознало, что так на всех рабочих мест не хватит. В начале 2000 годов здесь планомерно стали «рекламировать» предпринимательство.

Появились социальная реклама, лекции в школах и вузах, среди безработных. Открылось множество бизнес-школ, центров, курсов, где учили открывать свое дело. Все это дало свой результат, быть предпринимателем стало престижно. Сегодня 95 предприятий в Дании – это компании малого и среднего бизнеса.

Итак, что существует для желающих создать свое дело? Прежде всего, очень понятные и удобные государственные сайты, где подробно на схемах показано как стать предпринимателем, причем прямо по конкретным «маршрутам» – как открыть автомастерскую, парикмахерскую, психологическую консультацию, кафе, агентство недвижимости или бутик модной одежды.

Например на сайте www.100svar.dk, («100 ответов»), рассматриваются все вопросы от психологических до бухгалтерских, они разбросаны по блокам и напоминают схему метро.

Заходя на «станцию», появляются другие «пункты назначения», включая необходимые бланки заявлений и справок для распечатки.

«Но в 2007 году мы поняли, что предприятия создаются, но совсем не растут. Вместо поддержки начинающих акцент сместился на тех, у кого есть потенциал роста» - рассказывает Могенс Томсон, бизнес-консультант организации BusinessLink, помогающей предпринимателям.

Тогда появились особые программы («пакеты») помощи растущим предприятиям. Но не всем – тем, кто действительно готов к развитию, это изучают консультанты-операторы. Если они «дают добро», фирма имеет право на 50-процентную оплату привлеченного эксперта по бизнесу.

Есть огромная база экспертов – ученых или очень опытных бизнесменов-профессионалов, которые будут несколько месяцев или даже год помогать предприятию.

Также у организации есть огромная база международных контактов – мгновенно о вашем продукте узнают тысячи потенциальных партнеров по всему миру (Европейская сеть предпринимательства). И все это - после похода в Муниципалитет!

Народное телевидение

В Дании 8 региональных телекомпаний. Все они независимы. Наши чиновники в ходе экскурсии на одну из них засмеялись – как это независимы, такого не бывает! "Все равно кто-то владеет или диктует, кто вообще тут заказывает музыку? Что у вас за юридический статус?".

Датчане твердили «Никто, то есть, народ!», но наши долго  не верили и требовали объяснений. В итоге директор канала привел другого датчанина, который оказался более разговорчивым.

В Дании существуют тысячи общественных ассоциаций – рыбаков, любителей французской прозы, любителей спортклуба во дворе или сериала по местному каналу. Каждый датчанин в среднем состоит в 7-ми таких организациях. Ходит поговорка: «Если трое датчан собрались за кружкой пива, к концу встречи они образуют какое-нибудь общество».

Раз в 4 года все эти общества избирают представителей-выборщиков, которые в свою очередь выбирают 7 человек в Совет управляющих (или директоров) местного телеканала. Задача этих «теле-депутатов» - следить, чтобы интересы всех ассоциаций и сообществ были учтены. То есть, чтобы общество рыбаков увидело, кто поймал самую крупную форель, а общество любителей сериалов – продолжало смотреть свою мыльную оперу. Также все они следят за независимостью, непредвзятостью и так далее.

Прибыль от рекламы идет исключительно на развитие телеканала - тратить ее больше некуда. Финансирование идет непосредственно от жителей – раз в год им приходит квитанция на сумму в размере примерно стоимости одного телевизора.

Философия… еды

Создание новых полезных, экологически чистых и просто оригинальных продуктов превращено в Дании в своеобразный культ. Первый раз приехав в эту страну, по супермаркету вы будете ходить как по диковинному музею, не зная, что и с чем есть, и вообще что это лежит на полках.

Нет, вы конечно узнаете макароны, даже если они будут черного или зеленого цвета, сыр, если он будет красным или болотным, или проростки разных зерновых, которые здесь в изобилии.

К слову, стандартный обед на датской тарелке будет выглядеть примерно так: два вида рыбы или рак, зелень 3-4 видов, проростки 2-3 видов, креветки, особый соус с грибами или тертым яйцом, два-три вида сыров, маленькая веточка винограда и крошечный, но безумно вкусный десерт.

Над пищевыми технологиями в одном датском Орхусе трудятся сотни инновационных лабораторий. Кто-то, например, год корпит над созданием современных средств против порчи продкутов, а кто-то изобретает новый вид бутерброда. Компании, работающие над пищевыми технологиями, имеют особые льготы и поддержку правительства.

Здесь создан престижный университет пищевых нано-технологий и особый бизнес-инкубатор «Агробизнес-парк» - 560 гектаров с фермами, огородами и лабораториями. Подробные исследования идут в области расчета доз удобрений в почве, так как датчане очень бояться переесть каких-нибудь нитратов.

Изобрели, например, датчик фосфора, который показывает сам, сколько фосфора надо тому или иному растению. Также скрупулезно подходят к использованию антибиотиков для скота, генетическому анализу скота, эффективному использованию навоза, в том числе и для создания биогаза. Изобретено устройство – сенсорный мячик, который распознает качество корма животных, и если есть нарушения – оповещает фермера по смс! Результат докторской диссертации.

Вообще фермерство и агротехнологии в Дании очень популярны. Молодежь идет в эту отрасль, есть даже особая служба знакомств для фермеров.

Кстати, датчане охотно делятся опытом. Благодаря совместному проекту, в Ленинградской области установлено датское оборудование на свиноводческой ферме и скотобойне.

share
print