Истории

«Петр Первый. Завещание» - обсудим?

На прошедших выходных телеканал «Россия» показал 4-серийный художественный фильм режиссера Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание».

История о последних годах жизни Петра Великого (его сыграл Александр Балуев), его последней любви и мечтах, утонувших в пучине дворцовых интриг. Искренне хочется сказать спасибо за эту картину – давно не было такого красивого исторического фильма с плеядой прекрасных актерских работ.

Конечно, некоторые линии фильма явно нарочито подняты – скажем, немедленная казнь за мздоимство губернаторов, отчаянный крик Петра ярославскому взяточнику, висящему на дыбе: «Почему в Голландии не берут, а у нас берут?!» и одновременно закрывание глаз на явное воровство из казны князя Меньшикова, потому как «с ним начинали»… Да и сам Петр в задумке режиссера мне показался излишне романтичным, утопичным что ли в своих мечтах вывести Россию из тьмы и невежества, справить экспедицию на Мадагаскар, отдыхать на невиданном острове или сделать своим наследником юного князя Антиоха, брата своей последней возлюбленной Марии Кантемир?

Но кто знает – может он и был таким, как показал его Александр Балуев и Владимир Бортко? Огромным, жестким, хриплым, больным, порой жестоким, и с по-мальчишески восторженной душой? 20-летнюю любовницу царя Марию Кантемир, дочь молдавского князя сыграла Елизавета Боярская. После этого фильма ее называют самой талантливой молодой актрисой России, под этими словами подписался и Владимир Бортко. Мария Кантемир в исполнении Боярской – юная, но уже очень мудрая («Словно тебе 80 лет» - как замечает ее отец), девушка.

На предложение вступить в связь с царем, чтобы родить ему наследника и упрочить положение Молдавии и семьи, она отвечает не девичьими истериками, а, преодолев первый испуг, глядит на царя внимательнее и по-женски. И за внешней усталостью, париками и морщинами видит своего «Петрушу», тонкого человека, который страдает от бессилия исправить Россию и изменить людей. Пожалуй, самая лучшая ее реплика в фильме: «Посмотри в зеркало, - говорит она волоките Вильяму Монсу, любовнику государыни Екатерины. – Таких, как ты – тысячи, а он такой – один».

Нельзя не сказать о прекрасной работе Сергея Маковецкого – роли князя Меньшикова – плута, интригана, вора, но преданного царю. Впрочем, Меньшиков Маковецкого не вызывает симпатии, несмотря на то что «Петербург вместе с Петром строил», нет, скорее явна разница – зачем каждый из них строил. «Если же есть возможности, что же и не пожить красиво?» - прямо отвечает князь на упреки царя в воровстве, что вызывает буйный гнев царя.

Петр, словно вопиющий в пустыне пытается вложить царедворцам иные цели жизни, но те словно не слышат, смотрят невидящими глазами.

Очень приятно было посмотреть и на игру Михаила Боярского в роли отца Марии – глубоко переживающего за дочь человека, преданного родине и царю, и на Ирину Розанову, представшую в роли коварной, завистливой Екатерины I, и на блистательного Александра Филлипенко в роли интригана Толстого, говорящего одну из главных фраз фильма: «А как еще прожить, если люди, наделенные безраздельной властью, остаются прежде всего людьми со своими обидами, завистью, ненавистью и коварством?».

share
print