Истории

Почему велосипедисты в городе всем мешают

Казалось бы, все уже доказано. И те, кто воспринимает велосипедистов как недопешеходов или недоводителей, должны уже замолчать и смириться.

Двухколесное чудо экологично. Оно не создает пробок, полезно для здоровья.

Петербург – идеальный город для велосипеда. В нем нет крутых спусков и подъемов, зато есть масса узких улочек в центре, где автомобили стоят на крыше друг у друга и пожирают последний кислород. К тому же, хороший городской велосипед стоит как японский мотороллер, так что если кто-то относил велосипедистов к классу нищебродов, то этот аргумент уже не работает. Все знают, что это люди идейные, думающие.

Увы. Покоривший Данию и Китай, велосипед завяз в российской действительности. Подсознательно большинство россиян по-прежнему считают велосипедиста самым ущербным существом на дороге: автолюбители игнорируют и унижают его, пешеходы не желают уступать тротуар, собаки облаивают, велодорожек нет, парковаться негде. Быть может, дело в том, что в затяжной войне идущих и едущих, те, кто крутит педали, выглядят скучными приспособленцами?

На наших дорогах традиционно царит иерархия. Высший уровень, божества - это автомобилисты. Им дороги, широкополосные магистрали, парковки во дворах и прочий почет. Второй уровень - это мотоциклисты. Третий - пешеходы. Двугоногие несчастные создания, с которыми божества (автомобилисты) мирятся в силу массовости пешеходов.

И вот в эту стройную систему вторгаются велосипедисты, вылезшие из андеграунда. И получается, что в этой системе они пока изгои. У них нет отдельной полосы движения, они не там и не там, между всеми. С одной стороны их не принимают за своих в автомире - что это за авто такое, велосипед? Два колеса, маленький и главное - без двигателя. С другой стороны их матерят пешеходы - потому что велосипедист это уже человек, управляющий транспортным средством. И получается, что он - везде аутсайдер, которого одинаково недолюбливают по обе стороны поребрика.

Не дождавшись уступок от общества, велосипедисты обратились к государству. В двух столицах возникло движение за права двухколесных. Его адепты требуют обеспечить велосипедисту комфортную езду в городе. Нужно создать разветвленную сеть дорожек и парковок, говорят велоборцы. Под велодорожками они имеют в виду отдельную полосу на трассе или тротуаре (а не те милые дорожки в парках, до которых еще нужно как-то добраться).

Но и государству велосипедисты – как пятое колесо в телеге, одни хлопоты. В XXI веке возражать против велосипеда, это значит прослыть неандертальцем и варваром. Поэтому формально все «за». Чиновники приветствуют различные инициативы (по созданию тех же парковок) и время от времени делают популистские, в пользу велосипедов, заявления.

Кулуарно инициативы велосипедистов разбивают в щепки. Автор этих строк был свидетелем разговора двух высокопоставленных чиновников. «Ха! – торжествующе восклицал первый. – И куда же это мы втиснем дополнительную полосу для велосипедистов?» И второй жизнерадостно поддерживал: «Ясное дело! Это ж фантастика!»

Диалог происходил через минуту после круглого стола с владельцами великов, на котором те озвучивали свои предложения, а государственные мужи сидели, напряженно сведя брови к переносице, поддакивали и в целом выражали свое одобрение.

Но даже если допустить, что втиснуть дополнительную полосу можно и что это не фантастика, найдется масса причин, чтобы не дать велосипедисту расслабиться: ремонт дорог, неожиданный тупик, повсеместное воровство, экономический форум.

Есть один прием, который мог бы спасти двухколесных. Он называется «высочайший пример сверху». Иными словами, пока первое лицо города лично не сядет на велосипед и не проедет на нем от дома до работы, дело не сдвинется с места.

Но как только первое лицо на велосипед сядет, тут уж – без всякого сомнения: машины подвинут, дорогу выложат лучшей брусчаткой, кое-где перекроют движение и парковки будут на каждом шагу. Однако, у меня странное ощущение, что когда эти чудесные времена настанут, нам будет уже не до велосипедов.

share
print