Пресс-релиз

800 млрд рублей останется в Интернете

4 августа 2011 05:27
версия для печати
Рынок интернет-торговли в России стабильно растет - об этом говорят результаты совместного исследования "Ситибанка" и российского подразделения компании Google.
По мнению аналитиков, в России общий объем покупок в Интернете в текущем году составит около 600 млрд рублей. В 2012 году, по их же прогнозам, объем рынка электронных платежей и покупок превысит 800 млрд рублей. При этом в прошлом году PricewaterhouseCoopers (PwC) оценивала объем российского рынка интернет-торговли в 100 млрд рублей. Интернет-торговля в России развивается, но по сравнению с западными рынками и США находится пока что в зачаточном состоянии. Активными и продвинутыми покупателями в Интернете пока что можно, да и то с некоторой натяжкой, назвать лишь жителей столицы. По данным Google, на Москву приходится 57,2% всех онлайн-покупок. Доля Санкт-Петербурга составляет 27,3%, а Екатеринбурга - 2,6%. На остальные города, включая миллионники, пока приходится очень малая часть интернет-покупок. Причин тому эксперты называют несколько. Одна из них - медленное проникновение в регионы широкополосного доступа в Интернет. Компьютерная безграмотность подавляющей части населения России - еще один фактор. Также играют свою роль низкая распространенность банковских карт среди населения в регионах, а также недоверие к электронным платежным системам. Кроме того, многих россиян невозможность "пощупать" товар своими руками, неуверенность в хорошем состоянии покупки при доставке, а также возможные проблемы с возвратом по-прежнему отталкивают от совершения покупок в Интернете. Однако потребители видят и плюсы, которые позволяют интернет-торговле развиваться, в том числе в регионах. В частности, в ходе опроса PwC, большинство респондентов не из Москвы и Санкт-Петербурга одним из основных преимуществ интернет-торговли назвали возможность купить товар, не представленный в их регионе. В общих результатах опроса три четверти интернет-пользователей признали главным преимуществом экономию времени, а 65% - доставку на дом. Говоря о доставке товаров на дом, нельзя не вспомнить еще об одной проблеме онлайн-магазинов - логистике. Если взять пример западных рынков, то там дистанционная торговля развивается с конца 1940-х годов. За это время вся логистика обработки и доставки заказов была четко выстроена. А с развитием технологий схемы организации продаж по каталогам были просто перенесены в Интернет, что позволило онлайн-магазинам развиваться без особых задержек. На российском рынке ситуация сложнее. Чуть ли не каждому открывшемуся онлайн-магазину приходится отрабатывать свои схемы доставки товара - либо открывать сеть пунктов выдачи, либо организовывать специальные подразделения, такие как курьерская служба. Это, в свою очередь, "убивает" одно из основных конкурентных преимуществ интернет-торговли - низкие цены. Тем не менее, многие эксперты рынка, обсуждая данную тему на RIW 2010, высказывали мнение, что без собственной логистической службы делать в регионах нечего - нарастить потребительскую аудиторию не получится. Отдельная тема - системы оплаты товаров при заказе в онлайн-магазине. Самой популярной формой расчета в России до сих пор остаются наличные при доставке товара, хотя все шире применяются и электронные платежи. По данным PwC, в прошлом году 49% россиян, купивших товары через Интернет, оплачивали товары с помощью систем электронных платежей, а 20% - с помощью банковских карт. В то же время из-за проблем правового регулирования и непрозрачности рынка электронных платежей крупнейшие торговые сети электронной и бытовой техники не используют виртуальные деньги для оплаты покупок в регионах. По данным платежной системы "Яндекс.Деньги", в Топ-5 категорий товаров, за которые платили пользователи системы в 2009 и 2010 годах, входят онлайн-развлечения - игры, музыка, кино и платные сервисы в соцсетях, услуги связи (Интернет, мобильная связь и IP-телефония), товары в многотоварных интернет-магазинах, компьютерная техника и гаджеты. Еще один популярный товар - авиа- и железнодорожные билеты. Средний чек на авиабилеты, к примеру, у пользователей "Яндекс.Денег" за последний год увеличился в 1,5 раза.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 273

Все опросы…