Истории

Меняем залив на намыв?

Не успели еще построить жилье на намыве «Морской фасад», как город ввязался в еще более масштабное уничтожение мелководья Финского залива.

376 гектаров намоют в районе Сестрорецка и Лисьего носа – будет создано два искусственных острова. Первый участок от Дамбы до Водосливного канала площадью более 3 миллионов квадратных метров, второй - от Дамбы до Водосливного канала площадью около 670 квадратных метров.

Разница - есть

Участки продали на торгах в ноябре 2010 года – за все 130 миллионов рублей. По инвестиционным меркам, это сущие копейки – 270 гектаров на Парнасе под район «Северная Долина» город продал … за 7 миллиардов рублей.

(Причину в Фонде имущества объяснили: гектары на Парнасе продавали в 2007 году, во времена диких нефтяных прибылей, когда участок с пятиэтажным домом стоил 1 миллиард рублей. К тому же, продажа «несуществующей» земли – дело другое, намыв требует больших вложений. И еще, в 2010 году город продавал очень мало, отсюда и скромные цены).

Участки земли купило ООО «Северо-Запад Инвест», компания контролируется председателем правления газовой компании «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном.

К тому же, год назад компания приобрела за 36 миллионов рублей 15 участков общей площадью 144, 2 га на побережье залива, напротив планируемого намыва. Здесь также собираются строить жилье.

До свидания, курорт?

Жители Сестрорецка в панике – курортной зоне придет конец. Спешно созданное движение «Чистый залив» подало ходатайство в местный избирком о проведении народного референдума, но получило отказ. Сейчас активисты готовятся идти в суд.

Ольга Яковлева, житель Сестрорецка и член движения говорит, что не знает ни одного жителя Курортного района и тем более Сестрорецка, кто был бы доволен будущей перспективой с намывом. « Я вижу только недоумение в глазах людей –«Как мы будем тут жить?». Наш район неспроста называется Курортным – по количеству мест для загара и купанию он лидирует. И это все будет безвозвратно уничтожено. Свою позицию мы каждый раз высказывали на публичных слушаниях, но они носят только консультативный характер».

Сама компания ООО «Северо-Запад Инвест» стеной отгородила себя от вопросов – в Интернете нет никаких контактных данных, а в компании «НОВАТЭК» корреспонденту «МР» ответили… что не имеют к проекту никакого отношения и о «Северо-Запад Инвест» не слышали.

А между тем о стратегической для развития города и даже экономической целесообразности намывов до сих пор нет единого мнения.

Нам это надо?

Даже экономически оценить результаты первого в современной истории Петербурга крупного намыва – проекта «Морской фасад» - невозможно. (Если, конечно, не брать во внимание пассажирский порт «Морской фасад», построенный по системе государственно-частного партнерства.

Но порт занимает 33 гектара, остальные 137 гектаров – только частные инвестиции под застройку. Из них земельных участков продано пока немного. Сколько участков – компания «Морской фасад» не разглашает, но в информации, данной газете «Коммерсант», упоминается всего о 8-ми гектарах - больше пока никто не купил!)

«МР» собирает мнения экспертов – насколько целесообразны намывы в Петербурге.

Зося Захарова, руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН:

Особенность Финского залива в том, что в прибрежной зоне у него небольшая глубина, что делает намыв земли вполне возможным, техники намывов отработаны.

Эффективность проектов должна быть достаточно высокой, в черте города мало территорий для реализации крупных проектов высокого класса, где соединялись бы факторы близости к центру, большой воде и в то же время экологичности.

Окупаемость намывных территорий сопоставима с реализацией проектов на обычных территориях. Себестоимость намывной земли - от 1500 рублей за квадратный метр и выше. Земли в Ленобласти и на окраинах стоят порядка 600 - 800 рублей за квадратный метр. Но эти территории не привлекательны для среднего класса, потому что не обладают ни хорошей инфраструктурой, ни хорошей транспортной доступностью, ни уникальными природными характеристиками.

Инвесторы воспринимают намывы очень хорошо. Длительная реализации участков на намывах объясняется исключительно финансовым кризисом, высокой стоимостью и большой площадью самих участков. Сегодня инвесторы активно интересуются этими территориями.

У всех на слуху намыв в Дубае, где реализованы современные проекты гостиничной недвижимости.

В случае с «Морским Фасадом» намыв территории был целесообразен. Кроме того, проект позволит архитектурно обновить морские ворота города и реализовать прохождение ЗСД по намывным территориям, что существенно скажется на транспортной доступности всего Васильевского острова.

Курортный район один из самых популярных среди петербуржцев, однако, там слабо развита как социальная, так и коммерческая инфраструктура, мало спортивных и культурных объектов. Намыв территории предполагает активное развитие этой составляющей.

Также намыв позволит провести осушение заболоченных берегов, облагородить их, сделать более доступными для жителей города. Появятся новые рабочие места.

Естественно, изменится и стоимость земли в прилегающих к территории намыва населенных пунктах, будет активнее развиваться торговая недвижимость, гостиницы, крупные жилые проекты.

Михаил Иванович Амосов, координатор партии «Яблоко» в Санкт-Петербурге:

«Я не слышал, чтобы в странах, обладающих такими большими земельными ресурсами, как в России, намывали землю. Ее не намывают даже в Швеции и Финляндии или Канаде. Есть проекты намывов в Голландии – но потому что страна маленькая.

В Японии намывают, потому что остается очень много грунта после подрывов гор – их взрывают, чтобы создавать плато под застройку. Да, в Петербурге уже нет свободных земель для крупной жилой застройки, но есть Ленинградская область с огромными территориями малоурожайных сельхозземель.

Если бы строить на окраинах было не выгодно – никто бы и не строил, у нас же наоборот – огромные стройки в Каменке, активно строится район «Северная долина», строятся коттеджные поселки. Поэтому мне кажется абсолютно нецелесообразным намыв территорий в Финском заливе.

И я не верю, что это экономически выгодно. Я был в комиссии по городскому хозяйству и присутствовал на заседаниях по поводу проекта намыва на западе Васильевского острова. Так вот технико-экономических обоснований у проекта не было. И мне кажется странным, что, еще не закончив до конца освоение этих намывных территорий, не сделав выводов, мы приступаем к новому подобному проекту.

Да, намыв был целесообразен для строительства пассажирского порта. Но и только.

Другой аспект, о котором я могу говорить как географ – экология. Намыв приведет к замутнению воды в Финском заливе и нарушению баланса в экосистеме.

Также для намыва используется огромное количество песка – а это тоже ресурс, который берется со дна Финского залива. И он нужен нам в городе, а не на дне.

Есть и еще один аспект проблемы: очень трудно проконтролировать, сколько песка уходит под воду, как исполняются технологии.

Поэтому в целом проекты намыва я считаю абсолютно нецелесообразными».

Павел Созинов, председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости:

«Необходимость создания намывных территорий очевидна, когда речь идет о строительстве порта. Для формирования портовой территории нужен и намыв и создание терминалов, инфраструктуры вокруг порта.

Но намывать другие территории - это спорное решение. К примеру, «Морской фасад» - огромный район, который выходит в Финский залив, никакой логистики и транспортной доступности здесь не может быть, поскольку водная акватория отсекает эти территории.

Соединение с «Морским Фасадом» может быть только через ЗСД и посредством старых дорог и перегруженных мостов. При этом стоит учесть что ЗСД - платная дорога и несмотря на это и на ЗСД грузовой транспорт будет состязаться с легковым.

Петербург как подкова расположен вдоль Финского залива и очевидно, что связь южного и северного районов всегда будет затруднена и будет проходить через дамбу, через центр города или по новым транспортным кольцам. Строительство в сторону Финского залива только будет усугублять ситуацию, что в Лисьем носу, что в районе Морского фасада.

Наиболее закономерное развитие города - район Кудрово, в восточной части города - Невском районе, Колпино, Металлострой.

С точки зрения затрат на намывы - очевидно, что жилье будет стоить там достаточно дорого.

К сожалению, намывы - это экстенсивный (Направленный в сторону расширения, распространения – авт.) путь развития городских территорий, когда город очевидно требует вывода промышленных предприятий, развития депрессивных кварталов и серьезного редевелопмента».

История проекта

Сентябрь 2008 года - губернатор Валентина Матвиенко представила членам Совета Федерации разработанный Смольным инвестпроект «Новый берег», предусматривающий намыв 350–400 га в акватории Финского залива в районе Лисьего Носа. Необходимость новых земель город мотивировал тем, что в городе практически не осталось свободных участков под строительство жилья.

Ноябрь 2009 года - премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение о расширении границ Санкт-Петербурга за счет намыва 376,92 га в Финском заливе.

Июнь 2010 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга в июне 2010 года одобрило поправки в генеральный план города, которые изменяют границы города с учетом планов по намыву новых территорий и их застройки в Финском заливе между Лисьим Носом и Сестрорецком.

share
print