Истории

Государственным органам придадут электронное ускорение

С 1 октября вступают в силу нормы закона, в соответствии с которыми госорганам будет запрещено требовать от граждан всякого рода справки, которые есть в информационных банках других ведомств.

А значит, россияне перестанут быть курьерами между различными госучреждениями. Об этом на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" заявил руководитель аппарата правительства РФ Вячеслав Володин.

Госслужащие министерств и ведомств будут сами через систему веб-сервисов запрашивать друг у друга нужную информацию, что ускорит выдачу необходимых документов и существенно облегчит жизнь простым гражданам. Для нерасторопных чиновников введут штрафные санкции до 5 тыс. рублей. Именно так «электронное правительство» обещает бороться с бумажной волокитой и взятками при выдаче документов.

Крупномасштабная операция начнется в октябре на федеральном, а в июле 2012 года продолжится уже на региональном и местном уровнях. Ускорить работу чиновников планируется посредством введения системы межведомственного электронного взаимодействия ( СМЭВ). Запуск СМЭВ увеличит скорость оформления документов в 10-15 раз. Так срок готовности загранпаспорта сократиться с 30 до двух-трёх дней с доставкой до "миллионников".

На федеральном уровне основными участниками взаимодействия станут пять ведомств. Это Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд. Именно они обеспечивают основной поток информационного обмена при оказании услуг.

По словам Володина, в среднем в год россияне подают до 81 миллиона обращений в государственные и муниципальные органы. При этом в общей сложности каждый из них ходит по различным учреждениям по шесть-семь раз. Теперь все будет по-другому, уверен он: «какие бумаги надо собрать – это уже головная боль государства и федеральных органов исполнительной власти».
Всего СМЭВ должно охватить 61 федеральное ведомство. А на уровне регионов и муниципалитетов эта цифра будет еще больше. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, на региональном - 13 тыс. позиций, а муниципальном — более 25 тыс.

Бесполезных - вон

Введение системы межведомственного взаимодействия позволит решить сразу несколько важных проблем. Во-первых, сократит расходы государства на содержание «бесполезных» чиновников. Нововведение позволит вытаскивать из информационных баз данных нужную информацию, не прибегая к помощи служащего того госоргана, куда направлен электронный запрос. В виду этого часть чиновников, задействованных в процедуре «перекладывания бумажек», будет вынуждена искать новую работу.

По словам главы Минэкономразвития России Эльвиры Набиуллиной, введение системы электронного правительства позволит сэкономить каждому ведомству не менее 1 млрд. рублей в год.

Во-вторых, сократиться число лишних документов, которые истребуются по принципу «пусть будет». На межведомственное взаимодействие, по словам Эльвиры Набиуллиной, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны. То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать.
В-третьих, исключение прямого контакта между чиновником и гражданином-заявителем избавит последнего от соблазна «откупиться» или же ускорить процесс оформления документов «конфетно-букетным способом». А значит, будет способствовать устранению коррупционной составляющей таких отношений.

Посредники между властью и обществом

Есть плюсы и для граждан, которым такая система сэкономит время, нервы, расходы на проезд в транспорте и стояние в очереди. Запрос в орган госвласти можно будет отправить через Интернет. Получить ответ, а в идеале и документ – тоже. Для тех, кто не доверяет электронному документообороту или не дружит с Интернетом – в регионах и муниципалитетах предусмотрено открытие Многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В Петербурге второй такой центр в августе открылся на 15-ой линии Васильевского острова.

«Мы являемся своего рода посредниками между гражданами, имеющими право на получение той или иной услуги, и чиновниками, принимающими решение по этому вопросу, - говорит директор центра Ольга Липчанская. - У нас пока 134 такие услуги. К новому году будет 150. Это услуги по оформлению детских пособий, льгот, субсидий по оплате жилья, социальных стипендий, документов для перепланировки помещений или приватизации и т.д.»

По словам Ольги Липчанской, МФЦ принял на себя большой объем работы, которую ранее выполняли отделы районной администрации.
«Если раньше надо было сначала зайти в отдел образования, в жилищный отдел, в отдел соцзащиты, то сейчас нужно только прийти к нам и взять талончик электронной очереди. Причем в отличие от общегородского Единого центра документов, являющегося коммерческим учреждением, мы все услуги предоставляем бесплатно», - говорит она.

В будущем планируется, что практически все государственные услуги можно будет оформить в МФЦ независимо от места регистрации. На прием открыты ежедневно 12-14 окон, в каждое из которых граждане могут обращаться по любому вопросу.

Технология века

Внедрение СМЭВ - самый крупный интеграционный проект, который когда-либо реализовывался в России. В лучшем случае, он в корне изменит не только саму систему предоставления госуслуг, но и «лицо российского чиновника».

То, что не удалось сделать еще ни одному человеку, будь то царь или политический деятель, возможно, удастся электронной системе документооборота - превратить армию «народных захребетников» в вежливых служащих, а само госуправление – в сферу государственного сервиса, быстрого удобного и цивилизованного.


 

share
print