Истории

Журналисты составили «список Алексаняна»

Вчера в Москве скончался бывший вице-президент компании «ЮКОС» Василий Алексанян, ранее долгое время содержавшийся под стражей в тяжелобольном состоянии. В тот же день «Новая газета» опубликовала список из 31 человека – от чиновников высокого ранга до рядовых следователей и тюремщиков, которые, по версии журналистов, причастны к этой смерти.

Василий Алексанян в 1996 – 2006 годах был начальником правового управления «ЮКОСа», представлял интересы главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и бывшего главы компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского в качестве адвоката.

В апреле 2006 года ему были предъявлены обвинения по статьям УК «присвоение или растрата чужого имущества» (ст.160), «легализация, отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (ст.174), а также в уклонении от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ). Тогда же Алексанян был помещен под стражу.

Пять страшных диагнозов

В сентябре 2006 у него был обнаружен СПИД, а позже еще одно смертельно опасное заболевание – лимфома. В течение двух лет адвокаты и правозащитники пытались добиться, чтобы Алексанян был освобожден из-под стражи для лечения. Однако все это время прокуратура настаивала, чтобы он продолжал оставаться в предварительном заключении.

По свидетельству его защитников и самого Алексаняна, условия его содержания были чрезвычайно ужасными. В результате болезни быстро прогрессировали, к двум первым диагнозам добавились рак печени, туберкулёз и слепота.

Европейский суд по правам человека в 2008 году признал, что в отношении бывшего вице-президента «ЮКОСа» российской стороной были допущены нарушения нескольких статей европейской Конвенции по правам человека, а именно статьи 3 Конвенции, гарантирующей право не подвергаться бесчеловечному обращению.

Кроме того, был нарушен параграф 3 статьи 5, гарантирующий право доступа к правосудию в разумные сроки, и статьи 8, защищающей право на частную и семейную жизнь. В резолюции суда указывается также, что Алексанян не должен долее содержаться в предварительном заключении. Решение Страсбургского Суда по данному делу было принято единогласно.

Кроме самого факта содержания смертельно больного человека, испытывающего постоянные боли, под стражей, правозащитники указывали на то, что, согласно утверждениям Алексаняна, обвинение неоднократно принуждало его к даче ложных показаний против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в обмен на полноценное лечение на воле.

50 миллионов за шанс выжить

Лишь начале февраля 2008 года суд приостановил процесс по делу Алексаняна и принял решение о его госпитализации в гражданский стационар. В декабре 2008 года Мосгорсуд принял решение освободить Василия Алексаняна под залог в 50 миллионов рублей.

6 июля 2010 года уголовное дело в отношении Алексаняна было прекращено за истечением сроков давности.

Вчера, когда стало известно о смерти Василия Алексаняна, правозащитники заявили, что бывший топ-менеджер «ЮКОСа» был бы жив, если бы не провел долгое время в следственном изоляторе и начал своевременно получать медицинскую помощь.

«Я уверен, что Алексанян бы не умер, если бы не те чудовищные условия, в которых он находился в изоляторе», - заявил в интервью «Интерфаксу» ветеран российского правозащитного сообщества, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Он полагает, что уголовное преследование Алексаняна было «абсолютно политическим».

«Конечно, нахождение в тюрьме с такими диагнозами не могло не отразиться на здоровье Василия Георгиевича, тем более что часть диагнозов была получена в тюрьме, - заявила агентству бывший юрист «ЮКОСа» Светлана Бахмина.

«Список Алексаняна»: «Их надо знать поименно...»

Узнав о смерти бывшего вице-президента «ЮКОСа», журналисты «Новой газеты» составили список госслужащих, участвовавших в преследовании Василия Алексаняна.

В этом списке – 31 человек, и возглавляет его Александр Бастрыкин, руководитель Следственного комитета при прокуратуре, который контролировал расследования по «делам ЮКОСа», включая дела Ходорковского и Лебедева, Алексаняна, Бахминой, Вальдес-Гарсия и других, осуществлял непосредственное руководство подчинёнными следователями.

Список включает в себя первого замгенпрокурора Юрия Бирюкова, также руководившего следственными группами, бывший глава ФСИН Юрий Калинин и председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, под влиянием которой московские суды заключали под стражу, замгенпрокурора Виктор Гринь, который настаивал на аресте тяжело больного Алексаняна.

Почти половину «списка Алексаняна» составляют судьи, которые санкционировали или продляли арест Алексаняна.

Особую строчку в списке занимает советник генпрокурора старший следователь Салават Каримов – именно он, по свидетельствам Алексаняна, предлагал ему сделку со следствием – «освобождение в обмен на показания против Ходорковского и Лебедева». Здесь же - ближайшая помощница Каримова по «делу ЮКОСа» Татьяна Русанова, которая, по данным «Новой», в составе следственных групп «осуществляла преследование сотрудников ЮКОСа» и «систематически оказывала незаконное давление на свидетелей и обвиняемых с целью вынудить их давать ложные показания». И еще несколько следователей, ратовавших за продление ареста тяжело больного Алексаняна, предлагавших ему и его защитникам совершить «сделки с совестью».

share
print