Истории

Кто должен сбивать сосульки с балконов

В судах Петербурга слушается сразу несколько уголовных дел о причинении смерти и тяжкого вреда здоровью в результате падения наледи и сосулек с городских крыш и балконов. Корреспондент MR7 попытался разобраться в том, где заканчивается ответственность коммунальщиков, и грозит ли петербуржцам тюрьма за несбитые с балконов «сосули».

К сожалению, многих потерпевших от ледяного обстрела уже нет в живых. Теперь их интересы в суде, а также право всех петербуржцев на безопасность на зимних улицах отстаивают прокуроры.

Смерь 6-летнего Вани Завьялова и 18-летней Лизы Латычевской в этом смысле вынесли приговор всей системе ЖКХ, которую уже с весны принялись латать изо всех сил. Но главный вопрос – не повторится ли трагедия будущей зимой уже с другими фигурантами - так и остается открытым.

Чиновники и служащие разных уровней пытаются обвинить друг друга в непроффесионализме, найти огрехи и, в конечном счете, свалить вину на пресловутого «стрелочника». И если раньше такими стрелочниками были сотрудники жилкомсервисов, то сегодня уголовное дело «об убийстве по неосторожности» предъявлено уже владельцу квартиры, с балкона которого обрушилась злополучная глыба.

Я просто смотрел телевизор

В то время, как на голову 18-летней Лизы Латычевской обрушилась ледяная глыба, 32-летний владелец квартиры на улице Замшина Сергей Кузьмин находился дома. Он готовил еду, смотрел телевизор, даже не подозревая о том, что на заснеженной улице под его балконом лежит искалеченная девушка. Вызванная бригада «скорой помощи» помочь пострадавшей не смогла – травмы оказались несовместимы с жизнью.

Трагедия в Калининском районе произошла 11 марта около 6:00. Лиза приехала в гости к своей матери и шла оплатить коммунальные услуги в Сбербанк, офис которого располагается на первом этаже жилого дома, где проживает Кузьмин. Она была вместе с подругой. До банка Лиза так и не дошла. Ее подруга не пострадала лишь чудом.

Для Сергея Кузьмина случившееся стало настоящим шоком. Он долгое время не общался с прессой. Однако спустя 12 дней после трагедии он рассказал корреспонденту «БалтИнфо», почему не чувствует себя виноватым.

«Каким образом нормальный человек увидит эту наледь? А если сосульки образовываются под балконом, я должен раз в неделю перегибаться через балкон и смотреть, что там налипло к нему?» – удивлялся хозяин квартиры.

Кузьмин винил в случившемся коммунальщиков. Каждую зиму, заявил владелец квартиры, балконы и карнизы его соседей покрываются слоем льда, но никому до этого нет дела. По версии Сергея Кузьмина, снег месяцами скапливался на крыше, потом «съехал» на балкон, обледенел там и 11 марта откололся, сорвавшись на голову Лизы Латычевской.

Однако следствие решило - виновен. В нарушение существующих законов Кузьмин переоборудовал балкон и надстроил козырек, сделанный из скользких металлических листов, с которого и съехала глыба - убийца. В нарушение «Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 № 1334» кровля «своевременно не была очищена Кузьминым», что и вызвало трагедию.

И, хотя хозяин квартиры знать - не знал, что с момента переоборудования балкона очистка козырька полностью лежит на нем - сработал принцип: незнание закона не освобождает от ответственности.

Застеклил лоджию – сел в тюрьму

По существующим нормативно-правовым актам в жилищной сфере ответственность за содержание и уборку общего имущества многоквартирных домов несет управляющая компания – товарищество собственников жилья, если квартира находится в собственности, или Жилкомсервис, если квартира не приватизирована. В обязанности служащих входит очистка крыш и балконных плит от наледи и сосулек.

«В Правилах предоставления коммунальных услуг прописано, что собственник или наниматель обязаны обеспечить доступ в квартиру для очистки балкона от наледи и снега. Собственнику вручается уведомление. Если он не препятствует, мы входим в квартиру и чистим балкон. Если уведомление получено, а хозяин квартиры не открыл дверь, то ответственность за падение льда с балкона несет он», – рассказывает Вера Ефименко, юрист ЖКС № 3 – организации, которая обслуживает территорию, где произошел несчастный случай.

На вопрос корреспондента MR7, кто в ответе, если хозяину квартиры уведомление вручить не удалось, или он вовсе отсутствует, например, уехал в отпуск, Вера Ефименко ответила, что «хозяйственники» в этом случае должны нанять промышленных альпинистов или сбить сосульки своими силами. И лучше им это сделать, так как ответственность за падение сосулек ляжет на них.

Однако все меняется, когда собственник или наниматель «самовольно», то есть, не пройдя всевозможные согласования, меняют балконную конструкцию, то есть проводит остекление балкона. Тогда обязанность по очистке ложится на него. Он же несет административную или уголовную ответственность за вред, причиненный падением наледи с балконов и крыш. ТСЖ или ГУЖА в этом случае ограничивается вынесением предупреждения хозяину квартиры о возможных последствиях.

А в совсем тяжелых случаях, когда конструкция балкона напоминает «скворечник» и может в любой момент обрушится на людей – обращаются в суд с иском о демонтаже.

«Надстройки над балконом запрещены законом о благоустройстве и содержании жилищного фонда. Они создают угрозу и для фасада дома, если неправильно проведена теплоизоляция, и угрозу жизни людей – если плохо сделаны козырьки», - говорит руководитель пресс-службы Калининского района Юлия Лебединова.

Чтобы придать остеклению статус законного, нужно пройти немыслимое количество согласований.

«Сначала человек должен обратиться за разрешением в ГУЖА. Затем уже ГУЖА это согласовывает с Комитетом по архитектуре. Но и в этом случае получить архитектурное разрешение, чтобы застеклить один балкон – нереально. Для этого нужно застеклить весь дом. И принимается решение по всему дому», - говорит Вера Ефименко.

Получается, что многие жители домов, обращаясь в фирмы по остеклению лоджий, минуя государственные инстанции, сразу попадают «под статью» вне зависимости от права собственности на квартиру.

«Если хозяин квартиры не получил такого разрешения, а остеклил лоджию и поставил козырек, то такая конструкция считается незаконной и подлежит демонтажу. А собственник будет признан виновным, если произойдет несчастный случай, как с Лизой Латычевской», - уверена юрист.

Отвечать должны все

Другое дело, что в данном конкретном случае председатель ТСЖ, где произошла трагедия, должна была своевременно предупредить собственника о последствиях. Этой обязанности с нее никто не снимал.

«Председатель должна была провести обследование балкона и вынести представление о его демонтаже. Тем более, что под балконом находятся Сбербанк, магазины, тротуар, по которому ходят люди. Председатель сама живет в этом доме и ходит по этой пешеходной дорожке. Говорить, что она не видела наледи – смешно», - считает Вера Ефименко. Правление ТСЖ должно разделить ответственность с Сергеем Кузьминым за несчастный случай – уверена она.

С ней согласна и руководитель пресс-службы администрации Калининского района Юлия Лебединова.

«Я была на месте происшествия. Видела тело. Девушку очень жалко», - говорит она.
По ее словам, в доме на улице Замшина - плоская крыша с бордюром, поэтому съехать с крыши дома лед по определению не мог. Глыба скатилась именно с козырька балкона.

«Когда владелец проводил остекление, был сделан опасный козырек. Не было желобка, сетки, которые могли бы задержать сползание снега, - рассказывает она. – Но человек мог не знать, что нарушает технические требования. Он просто улучшил свои жилищные условия. В ТСЖ должны были заметить опасную конструкцию и предупредить владельца об ответственности. А лучше потребовать ее демонтировать».

Как рассказала руководитель пресс-службы, в прошлом году ГУЖА выиграла несколько дел в суде о сносе незаконных надстроек над балконами.

«Из-за неправильного оборудования, на одном из балконов быстро нарастала трехметровая сосулька. Из лоджии шел теплый воздух, а сверху был козырек. Сосульки нужно было сбивать каждый день. В обоих случаях сотрудники ГУЖА «ножками» прошли все проблемные адреса, обследовав опасные для жизни участки». По ее словам, на подведомственной ГУЖА территории находится более 1, 5 тысяч домов. И только 2 сотрудника занимаются вопросом демонтажа.

«Объем работы такой, что им физически не уследить за всеми проблемными адресами», - говорит она.

Специалисты считают, что ответственность за несчастные случаи нужно делить всем поровну. Поскольку, если бы каждый вовремя выполнил то, что ему предписано – трагедии, возможно, удалось бы избежать.

share
print