Истории

Почему петербургские дети совершают самоубийства

Алла Травина, психолог, заместитель директора Центра социальной помощи семье и детям Петроградского района, рассказала MR7, как дети решаются на суицид и почему в этом всегда виноваты родители

- Есть ли статистика по подростковым суицидам в Петербурге, России, мире? Психологам известна динамика в этой сфере?

 

- Статистика ведется в больницах - там, куда дети чаще всего попадают с «предъявлением суицида». Когда подросток решил совершить самоубийство, он это делает тихо и, как правило, никто не успевает отреагировать. Есть статистика полиции, но там считают попытки, завершившиеся летальным исходом. В такой ситуации не всегда можно понять мотивы, что было в душе у ребенка.

Динамика как таковая всегда существует - то меньше, то больше. Другой вопрос, что отследить ее масштабно не возможно, в России такая статистика не ведется. Вот в Польше считают, на какие годы больше выпадают попытки суицида, на какие меньше. 

Нельзя назвать виды подростковых суицидов, скорее можно типизировать способы - существуют «более доступные» или «более красивые». Подросткам свойственно самоубийство превращать в какие-то символы – так, выпадение из окна, вскрытие вен чаще всего говорят о неразделенной любви. Но выпадение из окна или прыжок с крыши - это еще способ привлечь к себе внимание, так называемый «крик души», когда ребенок призывает о помощи. Это не всегда суицид, чаще всего неосторожность бывает причиной самоубийства».          


 

- Можно ли сказать, что нынешнее российское общество не особо-то жизнерадостно, апатично,  замучено – все это создает почву для самоубийц?

 

- К сожалению, в обществе существует депрессия, и она за последние годы усилилась, несмотря на то, что страна стала более стабильной в экономическом плане.  Нельзя сказать, что во многих семьях существует психологическая гармония. Депрессия очень влияет на подростковый возраст, особенно не полноценных семей. В сознание детей, которых воспитывает один из родителей, разрушаются душевные, моральные ценности.  Это все способствует росту самоубийств.   

 

 

- Нынешние подростки – поколение айпадов и твиттера - готовы приходить к психологам со своими проблемами?

 

- Самостоятельно - очень редко. К счастью, активировались общественные организации, социальные службы, которые стараются выявлять проблемные случаи, раскрыть ребенка. Общество у нас до сих пор не особо готово обращаться по телефонам доверия, это вызвано недоверием к психологам - есть некая боязнь, что не так, поймут. Чаще к психологам обращаются те, кто уже столкнулся с проблемой и обращался к специалисту, а также друзья подростков, которые хотят помочь сверстнику. К типичным ситуациям можно отнести проблему взаимоотношений родителей и детей. Когда родители не додают ребенку должного внимания, по этой причине подросток начинает воровать, прогуливать школу, употреблять спиртные напитки, связывается с «плохой компанией». Чаще всего родители приходят с просьбой переделать ребенка, а не помочь разобраться в себе. 

Пример: девочка наглоталась зеленки (это тоже является попыткой суицида). По консультации с психологом выявили причину - поспорила с одноклассницей, что наглотается зеленки. Девочка купила два флакончика зеленки и выпила, подружка стала смеяться, что у нее зеленые зубы, девочка вызвала себе скорую помощь. Ожег желудка был, лежала в больнице. В данном случае причина -  нехватка родительской любви, несмотря на то, что семья благополучная. Отчим требует от девочки очень многое в плане учебы, не создавая ей почту для этого. Все это привело к тому, что ребенок пошел на такой спор.     

 

 

- Какие причины подростковых самоубийств отражают дух времени, а какие – постоянны вне времени?

 

- Дети совершают самоубийство как показательный акт, но показательный не с точки зрения что, «я - самоубийца и вот мне плохо», а с точки зрения «вот я какой пафосный, смог это сделать, а вы – нет». Культурные течения тоже влияют на грустную статистику. Слава богу, что сейчас почти все молодежные движения известны и открыты. Раньше, еще пять лет назад, многие подростки кончали жизнь, состоя в каком-то молодежном движении, сейчас таких самоубийств стало меньше.

По-прежнему актуальны такие причины как взаимопонимание с родителями, сверстниками и учителями. 

В 90-е годы основной причиной суицида являлось экономическое положение,  финансовая не стабильность семей, когда подросток чувствовал себя ущемленным на фоне других детей. Я не раз консультировала подростков, которые приходили и говорили: мы нищие, зачем нам жить?! Это именно отражение 90-х. Сейчас подростки понимают, что выход надо искать не через смерть, а развиваться, учиться. На сегодняшней день к суициду подростков толкают духовные поиски, ценностные установки: ради чего жить? Что собой представляет жизнь? Для чего я пришел в этот мир?   

Все эти причины есть и будут постоянны вне времени. 

Эта проблема всегда была актуальна. Наше любимое произведение юности - «Ромео и Джульетта» - написано в 1596 году, государство другое, а затронута чистая проблема суицида.


 

- Почему в благополучных северных странах – Норвегии, Финляндии – так высок процент самоубийств среди подростков? И при этом в южных регионах – более бедных – этот процент ниже. Петербург в этой системе координат и северный и не очень богатый – как себя чувствует?

 

- Перечисленные страны находятся в стадии стагнации. У них устойчивая экономика, у них хорошо работают законы, но в духовном плане развитие затормозилось - у всех все есть, потерялся интерес к жизни у общества. Возможно, это и является основной причиной такого большого процента самоубийств. Вечные ценности перестали быть ценностями, а в мире все основано на них. Как показывает статистика, дети из благополучных семей чаще совершают попытки суицида, чем дети из обездоленных. 

У нас город достаточно депрессивный, дождливый, романтичный в силу природных условий, архитектуры. Эта романтичность тоже может добавлять некий процент самоубийств, но он ничтожный. Если брать положение Петербурга между северными и южными странами, то мы находимся где-то посередине по количеству попыток суицида. Осенью и весной число самоубийств у нас увеличивается, это связано с гормональным всплесками у подростков. 

 

 

- Как принято бороться с этой проблемой в наше время? Лекарства, беседы, прочие методы? Что-то меняется в системе лечения?

 

- Бороться - неподходящее слово, надо думать о том, как предотвратить. На мой взгляд, была отличная система - пионерская организация - всех чем-то увлекали, хорошая система взаимоотношений, люди были более открыты. У подростков было больше шансов себя проявить, даже если ребенок был двоечником, он мог больше всех принести макулатуры и оказаться «звездой класса». Сейчас это сложно. Такая заменяемость – тоже способ борьбы с суицидами. В 90-е годы был огромный всплеск самоубийств, не только среди подростков, но и взрослых людей. Долго говорили об этом, но ничего не делали. Потом спохватились, создали телефоны доверия, специальные службы. Сейчас над этой проблемой работают, активно рекламируются службы доверия, но, на мой взгляд, этого недостаточно. Профилактика самоубийств будет работать тогда, когда в обществе будут понятные ценности, люди перестанут закрываться друг от друга».  

 

 

- Что может сделать государство?

 

- Надо создавать законы. Я не готова, сейчас сказать, какие именно. Должна быть некая законодательная база, но, на мой взгляд, не ювенальная юстиция, не система наказаний, а система поддержки, хотя бы социальной. Поддержка семей, у которых произошло это горе, потому что родители не обращаются за помощью, а замыкаются в себе. Надо создать службу, которая будет заниматься профилактикой данной проблемы. У нас сегодня все заканчивается тем, что если ребенок покончил жизнь самоубийством, то это касается только близких: расстроились, поплакали и т.д. А что дошло до общества?

Главный конфликт подростка и мира заключается в недостатке взаимопонимания. Взять, к примеру, социальные организации, которые работают с подростками - там все специалисты инициативные, бескорыстные энтузиасты. Но обратите внимания, как мало молодежи в этой системе, в основном люди, приближающиеся к пенсионному возрасту. Не каждый сможет в таком возрасте найди подход к подростку - это очень сложно. Если бы молодежь была заинтересована работать в этой системе, возможно, подростки обращались бы к ней чаще».

 

 

- Как вообще можно охарактеризовать эмоциональное состояние нынешних подростков? По сравнению с подростками 90-х? 80-х? Они становятся ранимее. Мягче? Равнодушнее, растеряннее?

 

- Как раньше они были ранимые, так и сейчас. Многие говорят: вот в наше время молодежь была другой - ничего подобного! Душевность, ранимость, равнодушие - все это зависит от эмоционального состояния общества. Конечно сейчас, общество стало более острым, крикливым и подростки это ярко проявляют, но в целом ничего не изменилось.

 

 

-Какой возраст считается самым опасным с точки зрения возможного суицида?

 

- 12-16 лет - наиболее кризисный возраст, одна из причин этого - гормональный всплеск, уже сформировалось некое осознание жизни, интерес к жизни идет с иных точек, нежели чем у взрослого человека. Все силы организма идут на сексуальное созревание подростка. Эмоции преобладают, осмысление слабое, личность еще не сформировалась до конца, она не устойчивая. Это все способствует попыткам суицида.


 

- Что может удержать подростка от такого шага – правильное воспитание, религия, навязанные страхи?

 

- Почему совершаются суициды? Потому что у подростка нет страха перед смертью. Многие режут вены, потому что видят в этом долю романтизма. Религия, возможно, удерживает подростка от такого шага, поэтому дети, которые растут в семьях верующих, редко совершают самоубийства. Безусловно, правильное воспитание - это главное, что может удержать ребенка от такого шага. Большинство детей задают себе вопрос: «А что будет с моими родителями, если со мной что-то случится?» - именно в ответе на этот вопрос ребенок видит некий смысл жизни. Чаще ребенок уходит из мира, когда говорит о том, что он никому не нужен, в том, числе и родителям. 

Надо больше общаться с детьми и обращать на них внимание, свои проблемы и боль ставить на второе место, на первом месте всегда должен быть ребенок».

Родителям надо больше говорить со своими детьми, быть с ними больше, прислушиваться к ним и любить своего ребенка, а потом себя.

Конечно, если ребенок стал агрессивным, закрывается, не надо лезть слишком уж в душу. Надо прислушиваться и присматриваться, чтобы выявить причину проблем. Заставлять ребенка прибегнуть к помощи психолога нельзя. Очень часто родители приводят детей насильно, заводят в кабинет с просьбой «сделать что-нибудь с ребенком» – это не правильно. В первую очередь, надо менять мышление самого родителя. Не бывает такого, что ребенок совершил самоубийство, а родитель совсем не виноват в этом».


 

- Как вы считаете, могут ли плохие оценки быть единственной причиной суицида?

 

- Спорный вопрос по поводу оценок. Часто родители требуют от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Это уже психологическая проблема родителя, который в своем подростковом возрасте что-то упустил и теперь пытается за счет ребенка наверстать упущенное в учебе. Но это лишь сопутствующая причина суицида. Должна быть совокупность причин, чтобы ребенок совершил попытку самоубийства (из-за школы или вообще) - это плохая работа педагога, жестокость сверстников. Но в первую очередь это проблема семьи. Даже если ребенок столкнулся с проблемами в школе, но он чувствует любовь и поддержку родителей, домашний уют, навряд ли он когда-либо покончит жизнь самоубийством. Следует ввести в школе предмет, который будет прививать детям духовные, семейные ценности.

Цифры

Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии)

 

share
print