Истории

Запись № 34. Историческая ночлежка

Если в каком-то российском городе открывают ночлежку, то обязательно – на задворках. В Вологде бездомным выделили исторический особняк недалеко от центральной части города.

Раз уж начали рассказывать

о вологодских купцах

, расскажем еще об одном - Тимофее Колесникове, первом почетном гражданине города Вологда.

120 лет назад он приобрел у одной купчихи дом на берегу реки и учредил тут ночлежку. Здесь жили и кормились в год 1000 человек.

Когда здание ремонтировали, над окнами нашли вот такую дореволюционную табличку, сообщающую, кем дом застрахован.

Ночлежный дом пробыл здесь с 1891 по 1917 годы. При советской власти тут были уже совсем другие учреждения: НКВД, Военторг и подобные. А в 1992 году ночлежку – первую в стране - возобновили.

С тех пор Домом ночного пребывания заведует Андрей Волков.

Андрей Волков, руководитель Дома ночного пребывания.

Ночлежка переживала разные времена. В 1995 году на годовое содержание, например, всего дома было выдано 1000 рублей. Тогда, говорят, постояльцы в округе поели всех собак.

И постояльцы были разные: в начале 1990-х в основном освободившиеся из мест заключения, сейчас в основном те, кого обманули при покупке квартиры.

Помещение, где живут мужчины. На переднем плане – Валера. Он утверждает, что лишился жилья после нескольких обменов квартиры. Жил на улице, пьяный отморозил ноги, пальцы на руках. Ноги и пальцы ампутировали. Валера утверждает, что сейчас – «в завязке», что «взял большой отдых».

Это помещение, где живут женщины.

Андрей Волков показывает пакетик с драгоценностями: их раздаривал персоналу один из жителей дома. Говорил, что сделал их в монастыре. А потом вдруг оказалось, что он профессиональный вор-форточник: ограбил уже не один монастырь. Теперь дареные колечки и серьги стали вещдоками.

По правилам ночлежки каждый обитатель должен 2 часа в день заниматься хозработами: мыть полы, мести двор.
Жильцам выдают продукты «сухим пайком»: всякую «быстрорастворимую» вермишель.

Местное питание.

Волков пытался начать выращивать со своими подопечными картошку. Привез клубни, достал трактор. Но как только жильцы узнали, что придется что-то делать, дом сразу опустел. А так бы - ели осенью и зимой не только разводную вермишель.

Вообще Волков говорит, что по обитателям ночлежки можно судить об изменениях в обществе, незаметных простым глазом. Так, сейчас в Доме ночного пребывания 41 человек, в прошлом году в это же время было 18. То есть в социуме опять начались какие-то глобальные процессы, надо ждать изменений, и не в лучшую сторону.
 

share
print