Истории

Не бабий бунт: в Петербурге зарождается внепартийное женское движение

В тени политических дебатов и бурной общественной жизни остался показательный факт – в Петербурге впервые зарождается внепартийное женское движение. В субботу дамы вышли на Марш матерей-избирательниц, в будущем планируют бороться за изменение законов.

Движение «Голос женщин» выросло из небольшой общественной организации «Петербургская эгида», защищающей обманутых беременных женщин и молодых мам, женских пикетов «Не надо цветов – подарите закон!», «Молодые мамы – за справедливый закон!» и многих других подобных.

Сначала женщины боролись за прямые выплаты детских пособий из фонда соцстраха, судились с работодателями. Однако, лишь 16 процентов женщин смогли отсудить свои пособия на детей. «Мы уперлись в то, что надо менять законы. И для этого создали общественное движение «Голос женщин». Это не бабий бунт, это движение, внепартийное, для того, чтобы законы в нашей стране менялись с учетом мнения женщины и прекратилась дискриминация, - говорит Рима Шарифулина, президент ОО «Петербургская Эгида». – У нас нет лидера, мы – консорциум равных, и готовы принять всех сторонников».

Женщины объясняют – дискриминация женщин на рынке труда, несоблюдение их прав и свобод, обнищание, ухудшение здоровья женщин, рост насилия в семье в отношении женщин - все это результат неграмотной политики государства в отношении женщин.

Так, на рынке труда происходит феминизация бедности, поясняют участницы движения. В составе зарегистрированных безработных две трети – это женщины, которые получают нищенское пособие. Для детей безработных никакого пособия не предусмотрено.

Одной из причин ухудшающего положения движение считает малое количество женщин в органах власти.

В 2010 году Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала установить обязательные квоты для одного пола в органах власти – не менее 40 процентов.

Эти рекомендации в России не исполняются практически ни одной партией и не поддержаны в их программах. Тогда как в северных странах женщины представлены в политике очень весомо, что способствует социальной стабильности в обществе.

К движению примкнули другие общественные организации, где преимущественно работают женщины. И одна победа уже есть – в Государственную Думу внесен законопроект, по которому с 2014 года пособия будут выплачиваться женщинам, минуя работодателя, напрямую через Фонд социального страхования.

В январе 2011 года движение «Голос женщин» было зарегистрировано, сегодня оно объединяет около 200 женщин из разных общественных организаций, таких как «Петербургская эгида», «Азария», «Мажор», «Святая Русь» и других, всего 23 организации.

Сайт организации www.trudwomen.ru. Координаторы движения – Рима Шарифулина (ООО «Петербургская Эгида»), Надежда Ильинская (Гильдия гендерной журналистики).

В преддверии выборов движение «Голос женщин» обратилось к кандидатам в депутаты со следующими предложениями:

1.Внести изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», предусмотрев в избирательных списках кандидатов норму представительства 40 процентов для лиц одного пола.

2.Активизировать государственную демографическую политику.

3.Принять федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации».

Требования:

1.Принять закон о минимальной почасовой оплате труда, она должна составлять не менее 100 рублей. (Сейчас – 40 рублей, хотя даже в такой небогатой стране как Словения – 120).

2.Установить пособие по безработице не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

3.Ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц от 10 до 50 процентов, установив необлагаемый минимум оплаты труда в размере 10 тысяч рублей в месяц.

4.Принять закон о введении 3-хнедельного отцовского оплачиваемого отпуска по уходу за новорожденным в возрасте до 6 месяцев.

5.Создать государственный алиментный фонд, усилив административную ответственность за уклонение от уплаты алиментов. Женщина будет получать алименты из фонда, а не бегать за нерадивым отцом ребенка. В свою очередь фонд будет сам судиться с алиментщиком.

6.Оплату пособий по болезни, беременности и родам, по уходу за больным ребенком производить напрямую из Фонда социального страхования, минуя посредника-работодателя. Достигнуты большие успехи – законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе.

И другие требования – на сайте www.trudwomen.ru

Отдельно сформулированы предложения кандидатам в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

1.Увеличить пособие на детей от 1,5 года и до 16 лет до уровня прожиточного минимума по региону.

2.Обеспечить всех нуждающихся местами в детских дошкольных учреждениях, восстановив ясельные группы.

3.Отменить плату за детей во внешкольных учреждениях и в спортивных секциях.

4.Молодым семьям выдавать беспроцентный кредит на покупку жилья. При рождении ребенка погашать 25 процентов суммы кредита.

5.Включать представительниц женских организаций в состав профильных комитетов и комиссий ЗАКСа.

6.Назначить в качестве Уполномоченного по гендерному равенству женщину с большим опытом правозащитной деятельности в социальной сфере. И другие – на сайте www.trudwomen.ru.

Что сказали на требования движения представители партий

Наталия Евдокимова, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, кандидат в депутаты от партии «Яблоко»

Я проанализировала списки кандидатов от партий – сколько там женщин.

Самая прогрессивная у нас «Справедливая Россия» - в ее списке сейчас 27 процентов женщин,

на втором месте «Яблоко» - 26 процентов женщин,

следующая «Единая Россия» - 20 процентов,

ЛДПР – 14 процентов,

«Патриоты России» - 13 процентов,

«Правое дело» - 9 процентов.

Меньше всего кандидатов-женщин в «Коммунистической партии» - 6 процентов.

Ситуация с представительством женщин в партиях поменялась, если раньше Санкт-Петербург являлся сугубо мужским городом – я помню как в Заксе 1 созыва две женщины вышли во 2-й тур. В первом созыве дискуссии со мной, когда у мужчин уже аргументов не было, всегда заканчивалось со словами «Что с нее взять – женщина».

Сейчас такого нет, это хорошо. Может, помогло законодательство – если раньше была мажоритарная система, то сейчас чисто партийная. Может, поменялось отношение к женщине. Может, и моя роль есть в этом.

Мы можем кричать «халва-халва» долго, толку не будет, надо работать наравне с мужчинами, а может даже побольше. Тогда и вопросов не будет – нужны ли женщины во власти.

Да, в головах все равно и у женщин и у мужчин сидит убеждение, что «мужик сделает лучше». Но если мы докажем, что нет – тогда что-то сдвинется. И сдвиг уже пошел.

Но мне бы не хотелось, чтобы мы мужчин напугали. Как только начнется «Вы мужики ни на что не способны» - мы такое же получим в ответ.

По программе движения. Поддерживаю требование «Активизировать демографическую политику». У нас все идет в разные стороны. Например, закон о материнском капитале – всего три способа использования. Кому не доверяем? Женщинам, семьям. Дайте деньги семье, сама разберется.

Налог на сверхдоходы – за, вот и деньги найдутся. Восстановить в трудовом стаже отпуск по уходу за ребенком – да. 3-недельный отпуск для отца – да. Алиментный фонд – да. Пусть государство алиментщиками занимается.

Выводить из фонда соцстрахования пособия – да.

Считаю, что надо создать комиссию «По защите прав детства, материнства и отцовства». Назначить Уполномоченного по гендерному равенству – да, согласна.

Давыдова Полина Георгиевна, депутат муниципального образования «Лиговка-Ямская», член партии «Справедливая Россия»

Мне кажется, что достичь понимания у власти в продвижении этих законодательных инициатив невозможно. В рамках той кампании, что идет сейчас – никаких вариантов нет, хотя гендерная дискриминация естественно имеет место.

В свой адрес я персонально во Всеволожске услышала: «Дамочка, езжайте в свою Северную Пальмиру!».

Хотя бы для начала давайте требовать от политиков исполнения тех законов, которые есть.

Ирина Иванова, кандидат в депутаты от Коммунистической партии

В 90-е годы женщины показали, что на очень многое способны. Нас выгоняли тогда отовсюду, преподаватели стали челноками, начали организовывать бизнесы, должны были кормить семьи. Я сама из тех женщин, воспитывала одна ребенка.

За 10 лет я не получила ни копейки от государства, ни одного рубля, один раз билеты в цирк. Увы, мужчина не понимает, что такое одной воспитывать ребенка. Я надеюсь, что власть поменяется, и процентное соотношение женщин во власти поменяется. Я – за!

Евгений Маутер, кандидат от партии «Правое дело»

Признаюсь, что шел на встречу с «Голосом женщин» с шовинистической мужской позицией, что женщины эмоциональны, в логике и аналитике слабы, начнут сейчас взрываться и ругаться. Но обнаружил, что степень проработки проблематики очень глубокая.

Что касается того, что 90 процентов увольняющих беременных женщин – предприниматели. В чем проблема. В других странах в доле валого продукта 70 процентов производит малый и средний бизнес. В нашей стране – 10 процентов. Малый бизнес продолжают утрамбовывать.

Директора сами зажаты, денег живых нету, а надо еще и обеспечивать социалку. Если бы бизнес жил, такого бы не было – любой нормальный работодатель понимает, что хороший сотрудник – залог стабильности компании.

Вы говорите о дискриминации женщин. Но есть дискриминация и в отношении отцов. Я проходил на себе: при разводе ты автоматически подонок и подлец. Если у тебя дочка – ты автоматически не способен ее воспитать и, кроме того, ты еще и латентный педофил. Весь этот набор сваливается на мужчину. Я тоже требую равноправия!

«В малом и микробизнесе – много женщин. Почему так мало женщин в вашей партии?» - Рима Шарифулина.

Это не вопрос намерения, партии всего 3 года, мы еще ни разу не участвовали в парламентских выборах. Наверстаем.

В ходе встречи женщины предложили законодательно утвердить следующее определение дискриминации:

Дискриминация - это всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку пола, беременности или наличия детей, не связанное с личными качествами человека, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращений, если только данные различия, недопущения, предпочтения не определены федеральными законами или не обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

 

share
print