Культура

«Борис Годунов»: вечная смута на фоне Москва-сити

29 ноября 2011 17:19
версия для печати
«Борис Годунов»: вечная смута на фоне Москва-сити
В Выборгском ДК в воскресенье, 11 декабря, состоится эксклюзивный показ и обсуждение нового российского фильма «Борис Годунов», снятого по мотивам драмы А. С. Пушкина; вести мероприятие будет Дмитрий Дибров.

«Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро - не скажет он спасибо;
Грабь и казни – тебе не будет хуже».

Вечно актуальная крамола

«Ай да Пушкин, ай да сукин сын!», - воскликнул счастливый автор, закончив «Бориса Годунова» в 1825 году. Императору Николаю I, когда он ознакомился с текстом, на ум пришли те же слова, - только интонация была другая. Пьесу к постановке он запретил.

«Борис Годунов» считается классическим шедевром великой русской литературы. Автор – русский гений, поэт Александр Пушкин. Но эта пьеса всегда воспринималась властью как крамола. С тех пор власть в России менялась много раз. Одно было неизменным: нелюбовь и болезненная подозрительность к «Борису Годунову». Спектакли запрещали, за воплощением на экране тщательно следили. Чтобы эта история так и осталась Историей.

Такая осторожность вполне объяснима. «Борису Годунову» почти 200 лет. Речь там и идет о событиях еще более давних. Но он современен и сегодня. Это значит, что в пьесе раскрыт секрет. Секрет национального характера. Тайна «загадочной русской души». Код отношений между властью и людьми. Властью и Богом.

Отрепьев на танке и Варлаам с айфоном

Неясно одно. Что такого в этом пространстве, что здесь всегда – Смутное время? Абсолютная личная воля Того, Кто Наверху – и абсолютный ноль - цена человеческой жизни.

Природа русской власти – вечная смута? Русская история свидетельствует: главное проклятие страны – неадекватность власти. Беды не оставят Россию до тех пор, пока те, кто правят не осознают: корень любого дела есть нравственность и любовь к добру.

Что не так в этом пространстве?.. Народ безмолствует…Правду говорят юродивые…

Владимир Мирзоев снял «Бориса Годунова», переселив персонажей русской истории в современную Москву - и они там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке. Фильму удалось сомкнуть связь времен. Без швов и зазоров. Стали отчетливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории.

Трагедию Пушкина в кино еще не ставили без соболей и взятых напрокат сокровищ Грановитой палаты. Мирзоев сделал невозможное: стих Пушкина на фоне Москва-Сити, среди лимузинов, танков и бассейнов зазвучал с новой силой, каждое слово нашло свою нишу, обрело еще более широкий, наращенный временем смысл. Варлаам встревоженно разбирает царский указ с айфона.

Авантюрист Отрепьев прет на Москву на танке. Сцена у фонтана стала игрой в поддавки у бассейна. Думский дьяк в облике Парфенова вещает официальные новости с ЖК-панелей…

Антураж сменился, суть событий - ничуть. Пушкинский стих только заново ее высветил, связал с русской историей, циклически повторяющейся, как в дурном сне. Словно Пушкин это всё предвидел.

Инъекция давно забытых страстей

Где нужно, автор фильма скорректировал автора пьесы - незаметно, тактично. Гришке не 20, а 35, и его играет Андрей Мерзликин. И то правда: какая Марина теперь поверит двадцатилетнему инфантилу, еще не пришедшему в сознание после «Рио 3D»!

Зато Басманов (Петр Федоров) стал молодым да ранним, такого легко представить себе в предводителях каких-нибудь очередных «наших». Автор фильма за аллюзии ответственности не несет: он лишь сделал историю слепком любых российских времен.

Он сам, похоже, изумлен тем, как удивительно лег Пушкин на современную ситуацию. Такое ощущение, что в дряблое тело впавшего в анемию российского общества сделали инъекцию давно забытых страстей - и оно зашевелилось, стало подавать признаки жизни. Это еще не общество (оно распалось) - но уже его действующая модель…

Фильм оказался - страшно сказать - конгениальным первоисточнику. Редкий случай в мировом кино, когда величайшая, безбрежная пьеса обрела бездну новых смыслов, при этом, не потеряв ни одного из канонических и хрестоматийных.

Из отзывов зрителей:

«Фильм потрясающий!»

«Удивительно современный Пушкин и прекрасная игра актеров!»

«Глубокое кино - надо смотреть несколько раз. Спасибо за хороший вкус и актуальность выбранной темы!»

Режиссер-постановщик фильма - Владимир Мирзоев.

В ролях: Максим Суханов (Борис Годунов), Андрей Мерзликин (Григорий Отрепьев), Михаил Козаков (Пимен), Агния Дитковските (Марина Мнишек), Петр Федоров (Басманов), Леонид Громов (Шуйский), а также Дмитрий Певцов, Леонид Парфёнов, Елена Коренева, Андрей Ташков, Татьяна Лютаева, Серафима Низовская, Валерия Приходченко, Ольга Гутшмидт-Остроумова, Валентинас Масальскис, Елена Сердюкова, Захар Хунгуреев, Сергей Макаров (II) и другие.

11 декабря (воскресенье)

Выборгский ДК

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, 15, ст. метро «Площадь Ленина».
Тел. кассы 542-14-60, 957-09-77.
Сайт: http://dkvyborgsky.ru.

Стоимость билетов 100 - 2000 рублей.
Заказ билетов: 8- 952-394-20-90, 8- 952-394-13-00.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 188

Все опросы…