Истории

Кино Германии: немцы смеются над своей пунктуальностью и педантичностью

С 8 по 11 декабря в Петербурге проходит фестиваль немецкого кино.

Завтра в Петербурге стартует Фестиваль немецкого кино. Он продлится до 11 декабря. Кинопоказы пройдут в кинотеатре «Аврора» на Невском пр., 60.

Ксения Реутова, кинокритик, куратор Фестиваля немецкого кино в Петербурге, рассказала MR7 об особенностях немецких фильмов.

Чем удивит фестиваль этого года?

В российский прокат абсолютно незаслуженно попадает очень мало немецких картин. В России прокат устроен так, что к нам приходят в основном голливудские фильмы, а остальные просто выкидываются. Фестиваль немецкого кино - шанс познакомиться с кинематографией, которая активно развивается, в которой очень много прекрасных актеров и авторов.

Всего 8 фильмов представлено в программе фестиваля, но они, на мой взгляд, достаточно полно отражают всю палитру немецкого кино. Палитра очень широкая, потому что немецкое кино стремится выстроить свою киноиндустрию, снимать фильмы всех жанров и направлений – от блокбастеров до арт-хауса. В программе фестиваля есть романтическая комедия, есть просто комедия, есть арт-хаусная драма, призер Берлинского кинофестиваля.

Есть ли в программе молодые режиссеры, дебюты?

Главный дебют – фильм Ясмин Самдерели «Альмания: Добро пожаловать в Германию». В тирах стоит одно режиссерское имя, хотя сняли его две сестры. Фильм автобиографический, про два поколения семьи турецких мигрантов, которые ассимилируются в Германии. И это очень смешно.

Есть сложившиеся стереотипы: в той же Германии в новостях очень часто рассказывают, что мигранты делают плохого. Это отражается и в кино – у немцев много тяжелых социальных драм про то, как сложно жить мигрантам. «Альмания» - пример совсем другого подхода к теме, это один из лучших образцов мультикультурной комедии, когда все основано на столкновении двух культур.

Кстати, как насчет немецкого юмора в картинах?

Существует мнение, что немцы не умеют снимать комедии, однако одним из самых успешных комедиографов Голливуда за всю его историю был эмигрировавший из Германии режиссер Эрнст Любич. Немецкий юмор, действительно, очень специфический, и, например, смотреть без подготовки их телешоу довольно сложно.

Но если говорить о кинематографе, то тут немцы давно сообразили, в чем проблема, и вовремя переориентировались на простой и понятный ситуативный юмор. К тому же они здорово умеют смеяться над собой: в комедии «Альмания: Добро пожаловать в Германию» половина шуток основана именно на всем известных стереотипах о немецкой пунктуальности, педантичности и маниакальном стремлении к порядку.

Какие фильмы, представленные в программе, вы бы выделили и почему?

«Гете!» - фильм открытия фестиваля. Это картина о молодых годах классика. В ней Гете всего 23 года, и он проходит путь от неудачника до суперзвезды немецкой литературы. Российские зрители должны эту ленту оценить: все знают, как сложно любить автора, произведения которого тебе вдалбливают со школьной скамьи. Полюбить экранного Гете – писаного красавца, шутника и кутилу – проще простого, после такого фильма рука сама тянется за книжкой.

Еще один мой фаворит – «Сонная болезнь» Ульриха Келера. Картина получила приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Это очень медленное и серьезное кино, в котором почти нет немецкой речи, и там тоже поднимается тема столкновения разных культур. Фильм основан на детских воспоминаниях режиссера и рассказывает о врачах-французах, работающих в составе гуманитарной миссии в Африке.

Каковы современные тенденции немецкого кино?

Если говорить о массовом кинематографе, то немецкие режиссеры и продюсеры смотрят туда же, куда и все прочие мировые деятели кино, - в сторону Голливуда. Их главная задача – сделать так, чтобы, выбирая между очередным голливудским блокбастером и немецкой новинкой, местный зритель как можно чаще склонялся в сторону своего кино.

Учитывая качество американским фильмов, осуществить это сложно, но немцы доказывают, что если очень захотеть, то все получится. В Германии сборы немецкого кино из года в год только растут, публика все больше доверяет своим режиссерам, актерам и продюсерам.

Но, естественно, это приводит к тому, что сюжеты и герои становятся все более универсальными и теряют идентичность, какую-то свою «изюминку».

И вот этой тенденции активно противостоит другая: показывать как можно больше фильмов о прошлом Германии, о ее культуре, истории, о ее современных проблемах. Почти все картины, отобранные для Фестиваля немецкого кино в Петербурге, отражают именно это направление. Тут и биографический фильм об Иоганне Вольфганге Гете, которого в Германии почитают так же, как у нас Пушкина, и драма «Моя заветная мечта» о том, как в страну из Англии впервые попал футбол, и лента «Кто, если не мы», заново переосмысливающая историю «Фракции Красной Армии» - террористической организации, которая действовала на территории ФРГ в начале 70-х.

Чем отличается современное немецкое кино от мирового?

Если бы нужно было охарактеризовать современный немецкий кинематограф каким-то одним эпитетом, то я назвала бы слово «энергичный». В 1998 году на экраны Германии вышла картина Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» - о девушке, которая проживает три разных варианта своей жизни, пытаясь спасти умирающего возлюбленного.

На протяжении всего фильма она почти не стоит на месте – она бежит. Считается, что именно с «Лолы» начался подъем национального кинематографа в Германии. Этот фильм задал всему немецкому кино сумасшедший темп, и самое поразительное, что немецкие режиссеры держат его до сих пор.

Растет качество фильмов, растет разнообразие жанров, растет число интересных постановщиков, растет количество премий, которые немецкие картины получают на фестивалях, - мало какая другая кинематография Европы и мира может похвастаться таким динамичным развитием.

Близко ли немецкое кино российскому зрителю?

Поговорка «что русскому хорошо, то немцу смерть» по отношению к кино точно не работает. Например, у нас тоже много говорят про мировой терроризм и обсуждают, что делать с нелегальными мигрантами, у нас тоже до сумасшествия любят футбол и актера Тиля Швайгера – выпуск программы «Прожекторперисхилтон» с его участием, по-моему, был одним из самых удачных за всю историю.

К тому же хорошее кино всегда универсально. Все фильмы, которые имели грандиозный успех у немецких зрителей, потом добивались того же и за пределами страны: достаточно вспомнить картину "Жизнь других" про агента Штази, которая получила "Оскара" как лучший иностранный фильм.

Звезды немецкого кино - кто они?

Если говорить о самых известных актерах, то их слава давно вышла за пределы Германии. Тиль Швайгер много снимается в Голливуде, Мориц Бляйбтрой и Даниэль Брюль – в Европе, у французских и испанских режиссеров.

На фестивале в Петербурге можно будет увидеть сразу два фильма с Даниэлем Брюлем: «Моя заветная мечта» про пионера немецкого футбола Конрада Коха и «Грядущие дни», антиутопию про усугубившийся экономический кризис.

Еще я советую обратить внимание на фильмы «Гете!» и «Кто, если не мы»: в обоих снялся Александр Фелинг, восходящая звезда немецкого кино.

Скоро известным секс-символам явно придется потесниться. Из актрис могу назвать Нину Хосс, Йоханну Вокалек (она тоже сыграла одну из ролей в «Грядущих днях»), Мартину Гедек. Кстати, в Петербурге гостьей фестиваля станет Мириам Штайн – совсем молодая актриса, сыгравшая главную роль в фильме «Гете!».

Какие немецкие ленты популярны у самих немцев?

Фильм «Альмания: Добро пожаловать в Германию» держался в прокате несколько месяцев. Очень успешными были также фильмы «Гете!» и «Моя заветная мечта».

Топ-5 современных немецких картин, которые обязательно стоит увидеть российскому зрителю:

  • «Беги, Лола, беги» (1998), режиссер Том Тыквер
  • «Гудбай, Ленин!» (2003), режиссер Вольфганг Беккер
  • «Головой о стену» (2004), режиссер Фатих Акин
  • «Лето на балконе» (2005), режиссер Андреас Дрезен
  • «Жизнь других» (2006), режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Расписание «Фестиваля немецкого кино -2011»:

8.12.11 ( четверг)

Большой зал
19.00. ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «Гёте», реж. Филипп Штёльцль, 99 мин.
Гости – актеры Мириам Штайн и Фолькер Брух

9.12.11 (пятница)

Большой зал
19.00 «Моя заветная мечта», реж. Себастиан Гроблер, 105 мин.

Малый зал
21.00 «Гёте!», реж. Филипп Штёльцль, 99 мин.
Гости – актеры Мириам Штайн и Фолькер Брух

10 .12.11суббота)

Малый зал
15.00 к/м фильм «Любовь и кража», 7 мин.
«Фанатки не остаются на завтрак», реж. Марк Ротемунд, 104 мин.

Большой зал
17.00 «Next Generation-2011», сборник, 90 мин.

19.00 «Almanya: Добро пожаловать в Германию», реж. Ясмин Самдерели, 101 мин.

Малый зал
21.00 «Сонная болезнь», реж. Ульрих Кёлер, 91 мин.

11 .12.11 (воскресение)

Малый зал
12.00 «Ханни и Нанни», реж. Кристине Хартманн, 89 мин.

Большой зал
17.00 к/м фильм «Repitu», 6 мин.
«Грядущие дни», реж. Ларс Крауме, 130 мин.

19.00 ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «Кто, если не мы», реж. Андрес Вайель, 125 мин.
Гость – режиссер Андрес Вайель

 

share
print