Культура

Почему мировые звезды едут в Петербург

17 января 2012 12:43
версия для печати
Почему мировые звезды едут в Петербург
Музыканты с печалью наблюдают мировой кризис звукозаписывающей индустрии. Пиратство, торренты, интернет-обменники: доходов с альбомов становится все меньше, зарабатывать приходится на гастролях.

ПОБЕДА. Не от промоутера зависит, кто из мировых звезд приедет услаждать слух петербуржцев. Организаторы сами ждут, кто из громких имен соберется на гастроли и проложит маршрут рядом с Россией. Артисты первой величины редко ездят на разовые концерты, предпочитая турне. Туры обычно приурочены к выходу диска или громкому событию: например, шоу The Wall приезжало в Россию в рамках турне, посвященного 30-летию культового альбома Pink Floyd.

Хорошим поводом бывает выход нового альбома. В этом случае крупные концертные агентства оповещаются представителями артиста о возможности организации тура. Это большая победа российских промоутеров: 20 лет назад никто из мировых звезд не воспринимал Россию как шоу-площадку всерьез.

ЧЕС. Россия имеет 2% мирового рынка развлечений, тогда как Германия - 10%, рассказывает промоутер Илья Бортнюк. Это объясняет, почему сегодня мировые звезды приезжают в Петербург, игнорируя Москву: мы ближе к Европе. «Выступив в Петербурге, артист может не сбавляя темпа выступить уже на следующий день в Хельсинки. А ехать в столицу – это терять дни, которые в турах стараются расписывать так, чтобы не было «простоя» - рассказывает Ольга Лотоцкая, менеджер по связям с общественностью корпорации PMI.

ТАМОЖНЯ. В отличие от единой Европы пересечение границы с Россией - головная боль для шоуменов. Некоторые промоутеры в контракте прописывают, что не отвечают за проблемы на таможне.

Так в 2009 году был организован концерт группы Gogol Bordello. На таможне выявили оборудования больше, чем было заявлено. Время концерта приближалось, а таможенники не отпускали музыкантов. «Я несколько часов «провисел» на телефоне, разговаривая с начальником таможни: умолял, просил, – вспоминает Геннадий Боголепов из компании «Светлая музыка». – Объяснял, сколько людей будут ждать, как пострадает репутация Петербурга, если концерт не состоится. В конце концов нам пошли навстречу".

НЕПРИКАСАЕМЫЕ. Первый концерт в Петербурге, организованный частным лицом, состоялся в конце девяностых. Легендарных Depeche Mode привез молодой промоутер Евгений Финкельштейн, ныне владелец компании PMI.

Получить кредит доверия от звезды и возможность писать свое имя на его афишах может далеко не каждое агентство. Богдан Коробов, владелец маленького промоутерского агентства Bird Art, называет таких звезд «неприкасаемыми». В том смысле, что у человека со стороны нет шансов организовать концерт.

Сегодня мировых звезд в Петербург привозят агентства PMI и NCA. Есть 5-6 компаний помельче, и около 15 совсем мелких промоутеров. Последние обычно занимаются каждый своим стилем: джаз, хип-хоп, электронная музыка.

КОМУ НУЖНЫ 90-Е. «Из 10 концертов два-три - убыточные, – рассказывает Анна Михайлова из коипании Bird Art. – Мы мониторим артиста, следим за его популярностью в соцсетях, на «Ютубе», но нужна еще и особая «чуйка». Иногда сами ошибаемся. Однажды поставили концерт на Страстную пятницу, пришло мало народу».

Промоутерский бизнес не дает больших прибылей, говорит директор по букингу компании «Светлая музыка» Гена Боголепов. Концерты мировых звезд зачастую больше носят имиджевый характер, согласна с коллегой Ольга Лотоцкая, менеджер по связям с общественностью корпорации PMI. Затраты, которые несет промоутер при организации концертов мировых звезд сложно окупить стоимостью билетов.

Чтобы хотя бы выйти на безубыточный уровень, привлекают спонсоров. До сих пор Олег Тиньков припоминает Евгению Финкельштейну, как на концерте Depeche Mode реклама пивных конкурентов висела рядом, потому что промоутер продал спонсорство сразу двум компаниям.

«На рынке стагнация: новые артисты не едут, - говорит Илья Бортнюк, - Промоутеры делают ставку на крупных звезд, их привозят по три раза в год. Платежеспособные зрители не слушают нового, в этом причина популярности музыки 80-90-х годов.

Самыми кассовыми в истории промоутерской компании NCA стали концерты «Scooter» в 1998 и «Руки вверх!» в 2000 и в 2011 годах.

РАЙДЕР. Гонорар звезды - 70-90 процентов от всех расходов. Торговаться с грандами не принято. В райдере артистов прописаны технические условия проведения концертов, а также бытовое обеспечение пребывания артиста в городе. Вопреки расхожему мнению, звезды нечасто капризничают. Хорошие условия проживания, автомобиль класса люкс, переводчик и администратор – вот основные требования. Стинг дополнительно просил обеспечить ему место для занятия йогой (свободный угол в гримерке) и живые растения. Особо обговаривается еда: Стинг, Мадонна, Бритни Спирс, Шакира и другие знаменитости тщательно следят за питанием и придерживаются модной макробиотической диеты.

Сложности бывают, когда к техническому и бытовому райдеру добавляется райдер религиозный. Исполнитель экзотической музыки –хасидского репа, религиозный израильтянин Matisyahu приехал в Петербург накануне ЙомКипура – Судного дня. Весь этот день религиозные иудеи проводят в строгом посте. Запрещено не только принятие пищи, но и любая работа, даже езда на автомобиле. Гостиницу артисту заказали возле синагоги, там же купили кошерной еды для выхода из поста. Концерт был назначен на вечер субботы – исход Судного дня. Уже шла настройка звука, а артист все еще молился в синагоге. Клуб уже был полон зрителей, а музыкант только сел за кошерный стол -подкреплять потерянные за время поста силы. За 10 минут до начала концерта Matisyahu, наконец, появился в гримерке. «Концерт начался минута в минуту и прошел замечательно. Никто не узнал, сколько седых волос появилось у организаторов за время подготовки концерта», - рассказали в концертном агентстве.

Питерские промоутеры завидуют зарубежным коллегам: деятельность иностранных концертных компаний не зависит от внешних обстоятельств, они работают в стабильной атмосфере, не опасаясь, что в последний момент откажет аппаратура или не приедет машина. Но сами знаменитости признают, что Петербург соответствует уровню мировых столиц, рассказывают в корпорации PMI.

Один из промоутеров вспомнил, что за время его профессиональной деятельности звезды предъявляли претензии только питерским шоферам. Жаловались, что обстановка на дорогах у нас неблагоприятная, артисты пугаются.

ЗВЕЗДЫ. В наступившем году Петербург ожидает настоящий звездопад:

  • Arch Enemy 29 января
  • Lauri (The Rasmus) 5 февраля
  • Chris Rea 7 февраля
  • Rammstein 13 февраля
  • Andru Donalds (ENIGMA) 18 февраля
  • Эмир Кустурица и группа The No Smoking Orchestra 22 февраля
  •  The Subways 1 марта
  • Кабаре Crazy Horse 2-10 марта 
  • Глен Хьюз (ех- Deep Purple) 04 марта
  • UDO 08 марта
  • Tarja Turunen 10 марта
  • Rise Against 12 марта
  • Франсис Гойя 13 марта
  • Nightwish 14 марта
  • Bebe 29 марта
  • Zucchero 9 апреля 
  • Scorpions 17 апреля 
  • Judas Priest 20 апреля
  • Мортен Харкет (А-ha) 26 апреля
  • Garbage 11 мая 
  • Black Sabbath 21 мая
  • W.A.S.P.: 22 мая
  • Linkin Park в июне (точная дата неизвестна)
  • Cannibal Corpse 03 июня
  • Н2О 19 июня
  • Kaiser Chiefs 11 июля
  • Red Hot Chili Peppers 20 июля 

 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 838

Все опросы…