Истории

Маленький Версаль на Фонтанке - под ковш

Можно ли снести дворцовый ансамбль Версаля? Во Франции - нет, в России – вполне. На набережной Фонтанки, 145-б идёт борьба за дом. В дни новогодних каникул строители снесли два из трёх флигелей. За уцелевший лицевой корпус борется радикальное крыло городской градозащиты – группа ЭРА. Уже десять дней мы держим круглосуточную оборону и уже дошли до Москвы.

Этот дом на Фонтанке - редчайший. В небольшом городском особнячке таится уникальная красота: лепные интерьеры практически дворцового уровня. Полностью лепная бальная зала. Детская с обнимающимися парочками амуров.

Причудливое смешение: итальянский Ренессанс и Людовик XIV. Под стать интерьерам и фасад с кариатидами на эркере. Это был маленький Версаль. Почему был? Потому что его хотят превратить в пыль.

В девяностых дом расселили и забросили: маленький Версаль на Фонтанке много раз менял хозяев. Здание горело, стояло без крыши, с битыми окнами и служило пристанищем бомжам. Лепнина рассыпалась под дождём и снегом, расхищалась и погибала в пожарах. Она не была учтена и изучена: почти тридцать лет те, кто призван охранять культурное наследие, проявляли полнейшее неучастие. Они обо всём знали: я доводила ситуацию до сведения губернатора и КГИОП ещё в 2006 году.

Господа чиновники, если вы сказали «а», скажите и «б».

Умудрился злокозненный дом выпасть и из списка памятников. Группа ЭРА ещё в прошлом году направила в КГИОП письменное предложение включить дом в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия. То, что эта красота не памятник – фатальная (потому что «не памятник» легче снести) ошибка. Дело в том, что под номером 145 по Фонтанке значатся два дома: 145-а и 145-б. Один, сравнительно скромный и возведённый веком позже, стоит под госохраной, другой – более красивый, художественно и исторически ценный, не стоит. Изучив историческую справку, группа ЭРА пришла к сенсационному выводу: дом 145-б – это тоже дом Зыковых! Оба дома исторически составляют единое домовладение. Между строениями есть даже общая дверь. Господа чиновники, если вы сказали «а», скажите и «б».

Упущение это нужно срочно, учитывая экстремальность ситуации, устранить. Но КГИОП это делать снова не торопится. Видимо, счёл исправление радикальной общественностью своих ошибок досадной дерзостью.

Помимо обращения в это ведомство, мы с коллегами из группы ЭРА ещё по осени разослали во все городские инстанции пачку писем. Ответов ждём до сих пор: чиновники (кроме оперативно отреагировавшего стройнадзора) как воды в рот набрали. В том числе и губернатор, которому мы в том же 2011-м направили представление об изъятии объекта у инвестора. Они обо всём знали?

Сносить начали по-тихому

Я сочла затишье подозрительным. А потом, выйдя гулять на набережную, обнаружила пролом в фасаде.
За проломом шёл снос. Как выяснилось, незаконный: заказчик – ЗАО «Нежилой фонд «Консалт» и исполнитель – фирма «Ирон», не имели на руках никаких разрешений. К тому же два месяца назад срок инвестиционного договора заказчика истёк.

Группа ЭРА преградила путь тяжёлой технике и вызвала на объект полицию, а также представителя Стройнадзора. Мы посетили горпрокуратуру и районную администрацию. Снос был остановлен. На «Нежилой фонд Консалт» наложен полумиллионный штраф от городской Службы госстройнадзора и экспертизы. Однако разрушители намерены разжиться необходимым пакетом документов. В том числе и разрешающих снос. Для этого нужно доказать необратимую аварийность здания. Подрядчик уже заявил, что она есть. А мы с коллегами из группы ЭРА нелегально, по-партизански проникли на объект (пропустить нас по-человечески вандалы побоялись – им есть что скрывать). И увидели, что всё не так страшно. Что в доме ещё есть что охранять. А само здание при бережном отношении ещё переживёт тех, кто пытался его погубить.

И ещё мы увидели странные вещи: обрушенные балки со вполне здоровой древесиной на изломе. Скорее всего, их сознательно валили. Дабы нарисовать желанную цифру аварийности. Дело за прокуратурой и независимыми экспертами. Уголовное дело по Фонтанке, 145 – моя мечта. Но пока просыпающиеся от поднятого нами шума ведомства лишь начинают фланировать по набережной с проверками.

Группа ЭРА стоит на набережной круглые сутки, каждый день. Параллельно мы направили обращения министру культуры и руководителю Управления Росохранкультуры по Северо-западному федеральному округу. Мы держим оборону и ждём. Перспективы и сроки пока не ясны. Смотрите фоторепортаж из обречённого здания.

Справка:

Дом насколько красив, настолько же и невезуч. Даже год его постройки неизвестен, как и имя архитектора. Исторические справки говорят лишь, что дата возведения – конец XVIII – первые годы XIX века, а в 1877 году здание перестроил Дмитрий Знобишин. Долгое время, до революции особнячком владел Сергей Зыков – редактор журнала «Русская старина». В доме находилась редакция.

Фото: Дарья Васильева, MR7

share
print