Город

Петербург закупится дорогими трамваями, чтобы избавиться от маршруток

24 февраля 2012 16:27 Нина Астафьева
версия для печати
В этом году администрация Петербурга закупила поистине царский транспорт: 15 трамваев стоимостью 47 миллионов каждый. Получается, что один вагон, в котором будут ездить пенсионеры, студенты, рабочие и небогатые служащие, обходится городу как 50 добротных автомобилей или 13 автобусов. Оценят ли этот жест петербуржцы? Чтобы завоевать их любовь, новый трамвай должен сравниться в быстроте с метро.
Петербург закупится дорогими трамваями, чтобы избавиться от маршруток Фото: Trend

Два кольца, два конца, посредине пробка

Руководители комитета по транспорту рассчитывают, что эта закупка поможет ныне непопулярному трамваю завоевать то уважение горожан, которым он пользовался после войны. А это значит — постепенное избавление от «азиатчины» в лице маршруток, так что лет через десять питерские улицы будут неотличимы от хельсинкских, пражских или амстердамских. Да и воздух станет чище.

Глава Комитета по транспорту Станислав Попов обрисовал будущее трамвайное будущее на совместном совещании чиновников и общественности, состоявшемся 24 февраля в Комтрансе. По его словам, столь дорогие трамваи, во-первых, прослужат дольше, чем автобусы: при бережном использовании — лет тридцать. Во-вторых, они будут низкопольными, что позволит легко вкатить туда коляску или войти на костылях, широкими и удобными. В-третьих, это будут двухкабинники: так называемые тяни-толкаи. Как мы помним из книжки про Айболита, тяни-толкай, у которого было две головы, мог с одинаковой прытью бежать вперед или назад. Это означает, что трамваю теперь не нужно будет кольцо: закончив маршрут, вагоновожатый просто перейдет из передней кабины в заднюю и поведет трамвай в обратную сторону.

Помимо очевидного удобства для водителя, это означает, что наводнить трамвайными маршрутами теперь можно весь город. Для того, чтобы обустроить кольцо, требуется пространство как минимум в полгектара. Попробуй найди в центре свободные участки такого размера, да еще чтобы рядом не было VIP квартир и офисов, которых звук трамвая будет, разумеется, раздражать. Известно, что первый маршрут для двухкабинного трамвая уже определен: Садовая улица от площади Мира до Марсова поля. Там имеются рельсы (на их реконструкцию в 90-е были потрачены немалые средства), но трамваи там не ходят, чтобы не мешать автомобильному движению. Но если город действительно захотят приблизить к западным стандартам, без трамваев не обойтись. А поскольку трамвайного кольца в «золотом треугольнике» (Невский-Мойка-Фонтанка) нет и не будет, то покупка двухкабинных трамваев выглядит более чем оправданно.

Можно, конечно, поспорить: а зачем было уничтожать кольцо на Конюшенной площади (сейчас там городская платная автостоянка)? А зачем было отдавать под строительство автозаправки кольцо на престижной улице Ленсовета в Московском районе? Жители этой улицы пожаловались на прекращение трамвайного движения еще Валентине Матвиенко, в 2009 году. Она-то и пообещала закупить двухкабинники, к 2010 году, но обещание выполнить не успела.

С учетом того, что один квадратный метр городской площади в районе Марсова Поля оценивается в 25-40 тысяч рублей, а полгектара соответственно в 125 миллионов, обустраивать новое кольцо по меньшей мере неразумно.

Трамвайное движение по Садовой может открыться уже весной: в дни празднования 309-летия города.

Улыбнитесь, вас снимают. Пляшите, вам письмо

Средняя скорость городского трамвая — 18 км/ч. Это в три раза медленнее автомобиля. Двухкабинники обещают гонять на 35 км/ч. Почему так медленно? Потому что трамвай не может проявлять маневренность при езде в пробках. Выход один — выделенная полоса для общественного транспорта.

Сейчас их в городе пять: две на Невском проспекте, остальные на Лиговском (посередине проспекта), Большой Пушкарской и Большом проспекте Петроградской стороны. В ближайших планах — проспект Косыгина. Правда, на Косыгина трамвайная колея и так отстоит отдельно от дороги, а на Невском и двух проспектах Петроградки трамваи вообще не ходят.

- Постоянно возникают трения между водителями автобусов и вагоновожатыми, а отсюда жалобы как от перевозчиков, так и от пассажиров, - отметил Станислав Попов. - То трамвай мешает автобусу, то наоборот. А разъехаться на полосе они не могут. У остальных пассажирских полос, расположенных с краю проезжей части, другая беда: автомобилисты. Интернет наводнен фотографиями чиновничьих машин, рассекающих по выделенке, но самих сотрудников Комтранса больше смущают простые автомобилисты. Пока штраф за выезд на автобусную полосу не превышает 300 рублей, такие «заезды» будут носить массовый характер. Но глава Комтранса пообещал навести порядок.

Штраф за выезд на полосу будет вот-вот повышен до 3000 рублей (это спецтариф для Москвы и Петербурга, а в остальных регионах он составит полторы тысячи). Кроме того в местах, где такие нарушения фиксируется наиболее часто, буду установлены видеокамеры. Здесь нам даже не потребуется радар, фиксирующий скорость. Достаточно самого факта заезда, чтобы автовладельцу назначили наказание. Получив по почте квитанцию на оплату 3000 рублей, водитель поостережется в следующий раз нарушать правила.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 272

Все опросы…