Истории

Рейтинг лучших музеев Петербурга

Петербург, конечно, культурная столица. Дворцы, мосты, все дела. Одних музеев аж 195 штук. Но куда пойти? В Эрмитаж, в сотый раз на мумию посмотреть? В Русский, помедитировать на "Последний день Помпеи"? В какой-нибудь узкоспециальный музей водки, хлеба, шоколада или Анатолия Собчака? Большинство петербургских музеев в глубокой депрессии: полторы выставки в год и полпосетителя в сутки. "Мой район" составил рейтинг музеев Петербурга: только лучшие из лучших.

  • _MG_0367_Kitashov_Roma_580.JPG

    Киташов Роман

  • _MG_9760_Kitashov_Roma_580.JPG

    Киташов Роман

  • 4ba494ba5e2652b2d472dcd09d295a07_push10.jpg

    фото: trend

  • 6e71dcc41b5c9496d0ba910e4eba12cd.jpg
  • about2_2.jpg

    фото: Эрарта

  • bcfcceea0da9a4508e20ae7bc88e6a5d.jpg

    фото: trend

  • nmobshaya.jpg
  • PageImage.571.137.jpg

    фото: музей Анны Ахматовой

  • phoca_thumb_l_46_3.jpg

    фото: музей Городской скульптуры

  • phoca_thumb_l_46_4.JPG
  • TASS_313773_2.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС


Что есть в хорошем музее и чего нет в плохом? Чистые туалеты? Вежливые билетеры? Огромная коллекция, пылящаяся в запаснике? Отсутствие очереди в гардероб или наоборот - огромная очередь, где можно поговорить о высоком?  Нет, все не то.

"Выставочная деятельность, вот главное! — говорит арт-критик Глеб Ершов. — Внятная, выраженная концепция, внятная выставочная политика, определенная музейным планом. Выставки должны становиться событиями в культурной жизни, определять климат города. Все остальное — производное. Коллекции могут быть богатые и не очень, это уже как повезет. Вот у Эрмитажа коллекция огромная, но нет выставок, которые напомнили бы нам об Эрмитаже былых времен. А есть некоторое почивание на лаврах.  Но там скоро, к 2014 году, в полную мощность заработает Генштаб и это, я надебюсь, будет огромное выставочное пространство".

Не то что бы в Петербурге по-настоящему плохо было с музеями. Все-таки кто-то приезжает. Что-то выставляет. Рефреном - Эрмитаж, Эрмитаж. Но все кураторы, арт-критики и культурологи выбирают для описания ситуации похожие слова:  "не очень", "ничего так", "как-то все эх..."

"С чем сравнивать? С Нью-Йорком или Лондоном? Очень плохо. С Красноярском — великолепно. С Москвой — ничего себе, — говорит Марина Колдобская, директор Петербургского филиала Государственного центра современного искусства. — Нам хорошие музеи достались от имперского времени, Эрмитаж и Русский музей, ничего более крутого за советскую эпоху в Петербурге не сделано. Впрочем, отмечу Музей политической истории. Они постоянно затевают разные затеи, у них есть стремление делать небанальные и актуальные проекты: история бороды, история кепки. Мне близок такой подход, актуализируюший банальное в историческое. Потом хотелось бы сказать что-то хорошее про Новый музей — это открытие прошлого года. Петропавловка хороша и вообще музей истории города, они постоянно каки-то выставки делают".

Самое трудное — с современным искусством. Задача музея - не только консервировать ценности прошлого, но и знакомить с ценностями настоящего. Не мумии нужны, а  Малевич — впрочем, и того давно уж мумифицировали. А новых имен — нет. То есть их нет в русских музеях, они все на Западе.

"Я, как ни странно, традиционные музеи назову, — говорит Анастасия Курехина, руководитель Центра современного искусства. — Русский музей с Эрмитажем. И пригороды еще — дворцы парки. Потому что они действительно серьезные музеи, мирового уровня. И при этом еще стараются занИматься интересной деятельностью в области современного искусства."

Увы, в массе своей современные художники выставляются где угодно, только не в Петербурге. Потому "петербуржцы и гости города" и выбирают проверенные бренды.

"Я в выборе оригинален не буду, — говорит директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов. — Из Москвы мне тройка лидеров видится так: Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера. С Русским музеем и Эрмитажем все достаточно очевидно. А что до Кунсткамеры — я люблю вещи, которые находятся на грани между академической наукой и развлечением. Кунсткамера что-то делает в этом направлении".

Подведем итоги.

1 место. Эрмитаж. Один из самых больших музеев в мире. В какой бы упадок он ни пришел, самые роскошные зарубежные выставки будут проходить именно здесь. Побольше бы!

2 место. Русский музей. Огромная постоянная экспозиция и смелые, даже рискованные выставки: от современной фотографии до старинного искусства северных народов.

3 место. Новый музей. Возник 4 июля прошлого года на основе частной коллекции мецената Аслана Чехоева. Богач не просто скупал все подряд, а советовался с кураторами, да и сам, как видно, был ценитель. Коллекция Нового музея - три этажа отличной  современной живописи.

4 место. Музей политической истории. Небанальные выставки, о политике - со вкусом, любовью и иронической усмешкой. Наверно, единственный нехудожественный музей Петербурга, где к экспозициям подходят по-настоящему художественно.

5 место. Музей городской скульптуры. А именно его Новый выставочный зал. До появления Нового музея и Эрарты это была чуть ли не единственная площадка, где могли выставляться современные художники вроде Энвера Байкеева и экспериментаторы в области трехмерного искусства  вроде Никиты и Андрея Сазоновых.

6 место. Музей истории Санкт-Петербурга. Восемь площадокот академической Петропавловки до авангардного дома Матюшина. Музей охотно соглашается на эксперименты, чем и хорош.

7 место. Эрарта. Огромный новый музей на Васильевском острове. Выставляет множество художников из провинции, устраивает концерты московских знаменитостей. Но во всем этом пока нет системы. Наверно, многоэтажная Эрарта просто еще не осознала свою силу.

8 место. Музей нонконформизма. Лет 15 назад "Пушкинская, 10" была центром актуального искусства. Сейчас инсталляции наскучили, хэппенинги никого не радуют, а молодые художники постарели и отрастили бороды. Но все равно марку держат.

9 место. Кунсткамера. Старейший музей России не может похватстаться интересными выставками. Ему и не нужно: он же старейший. И, кстати, до сих пор один из лучших этнографических музеев страны.

10 место. Музей Анны Ахматовой. А тут наоборот: не так интересна постоянная экспозиция, как множество культурных событий "со стороны". Поэты, музыканты, дизайнеры, художники, любительские театры. Бывает, что гости бездарны или косноязычны, но с кем не бывает. Главное что в Фонтанном доме жизнь кипит. А жизнь в Петербурге дефицит.

"Не хватает в городе международных проектов, сокрушается Глеб Ершов. Внутренняя художественная жизнь вполне освещается. Но знаете, чего отелось бы? Таких выставок, чтоб взять билеты и из другого города в Петербург ехать. Специально увидеть то, что больше никогда в жизни не увдишь. Вот чего хотелось бы! По-настоящему мощного. И вот с этой задачей музеи не справляются".

share
print