Истории

Самые удивительные сооружения Петербурга

Дворцы? Каналы? Парки? Медный Всадник? Если среднего петербуржца спросить, чем славен исторический Петербург, — он, бекая и мекая, назовет несколько открыточных видов. На самом деле в городе достаточно и уникальных памятников, и крепко забытых шедевров. Некоторые даже до сих пор не охраняются государством. "Мой район" посоветовался с архитекторами и градозащитниками и выбрал десять самых необычных сооружений Петербурга.

Лошадиное кладбище в Пушкине. Царская семья очень любила животных — наверно, гораздо больше, чем крестьян. В XIX веке в Царском Селе по приказу Николая Первого построили так называемые Пенсионерские конюшни — приют для доблестных коней, доживающих свой век. Ныне конюшни разрушены, зато осталось единственное в мире лошадиное кладбище — 122 могилы под могучими надгробными плитами. “В нашем городе под охраной находится больше 7 тысяч памятников! — говорит Александр Марголис, сопредседатель Петербургского общества охраны памятников. — Как известно, это не только архитектурные сооружения, но и малые формы, и кладбища. Царскосельское кладбище в Александровском парке — единственное в своем роде, единственное во всем мире. Ох и знаменитые кобылы там лежат! Например, та, что была под Александром Первым, когда он вступил в Париж".

Тракторная улица. Архитекторы Гегелло, Никольский, Симонов и Демков совсем не любили лошадей, зато очень любили человечество. Гуляя за Нарвской заставой, не пропустите плоды их труда: 16 розовых домиков по левую руку от проспекта Стачек. Психоделические арки, нездешние эркеры и балконы самых фантастических форм и размеров. Здесь, в прекрасных трехкомнатных квартирах  с ванной, должны были жить рабочие Краснопутиловского (Кировского) завода. Царская роскошь по тем временам. Увы, ванны в молодом Советском Союзе делать еще не умели, а жилищный кризис был почище нынешнего. И удивительные домики превратили в клоповники-коммуналки. Сейчас этот розовый оазис считается первым в мире образцом плановой застройки целой улицы. Много лет спустя все это выродилось в однообразные ландшафты Купчино, но в 1925 году строили еще с огоньком и с настоящей верой в светлое будущее. Ансамбль Тракторной улицы  — памятник прекрасной утопии 20-х.

Серафимовский городок. Ну а на другой стороне проспекта Стачек расположился Серафимовский городок. Та же Тракторная, но в масштабе 4 к 1. Это уже не улица, а целый квартал. Трех-четырехэтажные домики с круглыми отверстиями в стенах и полуарками даже по нынешним временам выглядят футуристично.  Молодая социалистическая архитектура ориентировалась на современные европейские достижения (архтекторов даже  отправили в командировку в Швецию и Германию). Наверно, именно поэтому в народе бытует мнение, что "эти дома с дырками пленные немцы строили". Хотя возведены они в тот же период, 1925–27 годы. В городе есть еще два таких  авангардных эксперимента: Палевский жилмассив у Лесной и рабочий квартал на Елизаровской.

Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик". Люди редко задумываются о прекрасном, стереотипы куда удобней. Считается, что дворцы и парки — это красиво. А заводы и технические сооружения — это уродливо. Меж тем XX век стал эпохой промышленной архитектуры. Конструктивистской водонапорной башне на 25-й линии Васильевского острова повезло. Она все-таки признана памятником, и даже когда весь этот мрачноватый фабричный район снесут, чтобы застроить бизнес-центрами и элитным жильем, башня останется у какой-нибудь шишки на лужайке. "Архитектор Яков Чернихов известен всему миру как автор "бумажной архитектуры", — говорит Александр Марголис. — Он творит на бумаге, 99 процентов его идей никогда не воплощалось. Башня — редкий случай осуществленного проекта. Зато она известна далеко за пределами нашей страны. Хоть для человека неискушенного вовсе не выглядит претендентом на архитектурный памятник".

Московский проспект. Ничего себе сооружение, 10 километров длиной! Есть на проспекте и отдельные шедевры вроде Фрунзенского универмага, есть и фоновая застройка, а чего стоят выполненные в едином стиле 10 павильонов станций метро! "Люди очень плохо думают о советской архитектуре, — говорит архтектор Рафаэль Даянов. — Но мы-то с вами понимаем, что зря. Московский проспект возник как объект, который связывал исторический центр с новым центром Ленинграда — Московской площадью. Это насквозь символичный объект: он, например, начинается площадью Мира, а заканчивается площадью Победы. Его можно рассматривать только целиком, это самый крутой петербургский ансмабль! Ансамблевее некуда. Особенного внимания заслуживают здания сталинского периода. Грустно смотреть, как калечат сегодня Московскую площадь — там появились совершенно идиотские объекты, да и фонтан этот дурацкий, честно говоря..."

  • IMG_8830.jpg

    Морской вокзал. Фото: Ю.Корсакова

  • IMG_8817.jpg

    Морской вокзал. Фото: Ю.Корсакова

  • IMG_8820.jpg

    Морской вокзал. Фото: Ю.Корсакова

  • IMG_8824.jpg

    Морской вокзал. Фото: Ю.Корсакова

  • DSC_5861.JPG

    Дом Матюшина. Фото: С.Николаев

  • DSC_5857.JPG

    Дом Матюшина. Фото: С.Николаев

  • DSC_5858.JPG

    Дом Матюшина. Фото: С.Николаев

  • скулпт-1.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • IMG_8957-2.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • IMG_8959-2.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • IMG_8960-2.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • IMG_8961-2.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • IMG_8962-2.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • IMG_8968-2.jpg

    РНБ. Фото: А.Козьмин

  • DSC_5892.JPG

    ТЮЗ. Фото: С.Николаев

  • DSC_5863.JPG

    ТЮЗ. Фото: С.Николаев

  • DSC_5866.JPG

    ТЮЗ. Фото: С.Николаев

  • главная.JPG

    Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик". Фото: С.Николаев

  • DSC_5905.JPG

    Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик". Фото: С.Николаев

  • DSC_5907.JPG

    Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик". Фото: С.Николаев

РНБ. Одна из самых броских и противоречивых доминант Московского проспекта —здание РНБ. Новый корпус Российской национальной библиотеки построили в 1998 году, причем в этой странной конструкции смешался монументальный классицизм и советская научная фантастика. На стенах традиционные мозаики, но крыша напоминает интерьеры космического корабля, огромные "брежневские" оконные проемы сочетаются с почти классицистским фасадом. Здание эклектично, но в хорошем смысле слова: как эклектична любая библиотека. "РНБ — мощное произведение, — говорит архитектор Дмитрий Мелентьев. — По-настоящему современное и в то же время органичное. Этого в Петербурге очень мало. Причем здание РНБ еще и обективно высокого качества вне зависимости от контекста, незавиммо от того, в нашем городе оно стоит или в любом другом. Сама по себе библиотека хороша. Таких очень мало".

Дом Матюшина. Оставим ненадолго советский авангард  и российские национальные эксперименты. Присмотримся к маленькому деревянному зданию на улице профессора Попова. Там после нескольких пожаров все-таки поселился Музей русского авангарда, хотя здание отнюдь не авангардно и вообще в глаза не бросается. “Фоновая застройка — основа Петербурга! — говорит Александр Марголис. — Ей мы знамениты, а вовсе не шедеврами. И вот над фоновой застройкой нависла угроза, особенно над объектами деревянной архитектуры. Их просто поджигают, чтобы расчистить место под строительство. Особенно активно – в Пушкине и в Ломоносове. Меж тем это важная, колоритная деталь наследия. Значительная часть города еще 100 лет назад была деревянной. Посмотрите на деревянный домик Матюшина. Вот таким был Петербург".

Морской вокзал. При Хрущеве и Брежневе амбициозная советская архитектура, подчиняющая пространство и время, стала безнадежно скучной. Как и сам Советский Союз. Но один из последних шедевров — здание Морского вокзала, его строили 10 лет и закончили уже при Андропове. 80-метровый шпиль с корабликом на острие, объемные панели в форме парусов — на фоне низких цен на нефть и борьбы с излишествами здание смотрелось просто роскошно. Автор его, архитектор Виталий Сохин, также спроектировал застройку Васильевского острова в районе Наличной улицы: знаменитые "панельные на Ваське" с приятной светло-бежевой облицовкой — его рук дело.

Здание аэровокзала. На Васильевском острове расположились морские ворота Ленинграда, а у подножья Пулковских высот — воздушные. "Старый аэропорт", международный терминал Пулково-2 вышел не очень выразительным, хотя строил его Александр Гегелло, соавтор Тракторной улицы и Серафимовского участка. А вот возведенный по проекту Александра Жука аэровокзал Пулково-1 — нечто особенное. Оосбенно на фоне скучных застекленных прямоугольников — Шереметьево, Домодедово и Внуково. Самый запоминающийся элемент — пять прозрачных "перевернутых стаканов" на крыше аэровокзала. Из-за этого достаточно тесное помещение казалось просторным, распахнутым в небо. Ну а снаружи походило на экзотический летательный аппарат.

ТЮЗ. Кроме аэровокзала Александр Жук построил много хорошего. Симпатичные домики на Удельной (вдохновляла его все та же Тракторная улица), советский небоскреб — здание ВНИИ Галургии на Ленинском проспекте (ныне в запустении), здание БКЗ. Но главное его достижение — ТЮЗ. С театрами в брежневский период было плохо, иногда даже появлялись уроды вроде Новгородского областного, где умница-архитектор сделал туалеты с окнами. ТЮЗ по-советски строг и параден, но в то же время невероятно удобен — все, начиная от светлого фойе до прекрасно спланированных цехов, сделано для удобства актеров и зрителей. Неудивительно: Жука консультировал сам Александр Брянцев, чье имя получил театр получил чуть позже. В общем, не все здания надо рассматривать снаружи — в некоторых лучше побывать.

share
print