Общество

Для получения бесплатного коврика 91-летнюю пенсионерку четыре месяца гоняли по инстанциям

7 марта 2012 11:09 Нина Астафьева
версия для печати
Для получения бесплатного коврика 91-летнюю пенсионерку четыре месяца гоняли по инстанциям Фото: ИТАР-ТАСС
Жительницу Петербурга 1921 года рождения отправили в квест по кабинетам чиновников и врачей ради получения ею бесплатных «средств реабилитации». Всё это положено пенсионерам бесплатно, но не все об этом знают. А те, кто случайно узнают, втягиваются в бесконечный марафон, который затеян, кажется, лишь для того, чтобы развлечь скучающего пенсионера, подарить ему цель и надежду. Потому что добиваться полезного подарка придется месяцами. И получишь в итоге совсем не то, что хотелось.

К средствам реабилитации относятся: костыли, протезы, слуховые аппараты, а также мелочи, существенно облегчающие жизнь: сапоги-грелки, сиденья для ванной, антискользящие коврики для туалета и прочие полезные бытовые предметы. Еще добавим, что средний российский пенсионер – это, как правило, послушный гражданин, который привык исполнять все предписания врачей и ходить по инстанциям. Одним словом: рекомендация врача для него – закон, бесплатная медицина – естественность, зато интернет – диковина, а покупка препаратов за деньги – их бессмысленная трата.

- Осенью я лечилась в гериатрическом центре на Фонтанке, и при выписке врач сказала мне: у вас тугоухость – надо пользоваться слуховым аппаратом. Вы уже не очень уверенно ходите: надо заказать трость. В ванне вам становится опасно, нужно поставить сиденье и положить коврик. И все это, мол, бесплатно можно получить от правительства. Надо только сходить в собес на Гражданский, 104, а дальше все пойдет как по маслу, - рассказала инвалид и блокадница Татьяна Васильевна.

Первый визит в собес. Консультация. Привезти необходимые документы и медицинские выписки. Второй визит в собес, с выписками. Направляют в поликлинику. Там же надо засвидетельствовать, что человек плохо слышит, плохо ходит и т.п. Всего требовалось пройти пятерых докторов: терапевта, хирурга, невропатолога, окулиста и лора. К счастью для наших пенсионеров, записаться на прием можно и по телефону. А когда-то, в суровые советские годы, требовалось лично прийти в поликлинику и взять талон.

- Я звонила-звонила несколько дней, все было занято, - говорит пенсионерка. - Наконец в регистратуре взяли трубку. И сказали, что все врачи расписаны, можно записаться только через две недели или платно. Записалась к терапевту, а к остальным докторам, сказали в регистратуре, нельзя. Один дозвон – одна запись. Так положено. Через две недели я сходила к первому врачу и записалась ко второму. Так прошло два месяца. Ходить в поликлинику пришлось не пять раз, а семь, потому что еще пришлось делать кардиограмму, а когда все специалисты были пройдены, участковый терапевт велел подписать заключение у заместителя главного врача, а у него уже закончился прием. Когда все было пройдено, заместитель главного врача сказала, что все в порядке: аппарат, сидушка, трость и коврик мне действительно положены, и надо только съездить в поликлинику при Медико-социальной экспертизе на Фурштатскую улицу. После этого в той поликлинике велели еще раз съездить в районное управление соцзащиты. Мне сказали, что наконец-то все сделано как надо и осталось только подписать договор на оказание услуг. Для этого пришлось съездить в райуправление еще раз. Хотя мой дом и управление соцзащиты находится в одном районе, добираться на городском транспорте страшно неудобно. Если ездить не на маршрутке, то получится три поездки по 1-2 остановки. Автобус-троллейбус-автобус. Можно было взять социальное такси, но я постеснялась.

По словам блокадницы, из всех предложенных вещей ей был реально нужен только слуховой аппарат. В магазине он стоит примерно как пенсия, в интернете можно, конечно, найти подешевле, но бабушка сама призналась, что не умеет пользоваться интернетом. Остальные вещи были заказаны «на всякий случай».

И вот настал счастливый день. Управление соцзащиты сообщило, что в магазин, с которым заключен договор, поступила партия необходимого товара. Нужно только подъехать в собес, забрать квитанцию, а с ней отправиться в магазин, где ждет-не дождется бесплатный заказ. Когда Татьяна Васильевна съездила по обоим адресам, ей вручили в магазине сиденье для ванной.

Остальное пока не поступило. Звоните, - сказал продавец. – А слуховые аппараты вообще не в нашем магазине, мы сложной техникой не торгуем.

Через неделю поездка повторилась, потому что в магазин доставили следующий обещанный товар – антискользящий коврик. Слухового аппарата и трости пенсионерка ждет до сих пор. Адрес и телефон нужного магазина ей дали, но товар туда завозят редко. Звонить в магазин становится все сложнее: слух садится.

Внук Татьяны Васильевной, рассказавший нам эту историю, был потрясен: «Я ее спрашивал: почему не сказала мне, я бы тебе мигом купил все эти вещи?!» Но бабушка ответила кротко: привыкла полагаться на защиту государства. Сама она давно сбилась со счета: сколько поездок в поликлинику, райсобес и в центр ей пришлось сделать. Посчитали родственники, и получилось 19. И главное: слухового аппарата до сих пор нет, а все остальное, по сравнению с аппаратом, стоит копейки.

- Я об этом праве, на бесплатную технику, и узнала-то случайно, - говорит пенсионерка, - мне сказала врач в больнице. Те, кто в больницу не попадает, о нем понятия не имеют. У меня есть соседка: слепая, глухая, инвалид первой группы. Ей слуховой аппарат нужен вот так! Но она о таком своем праве не знает, а если б и знала, то самой ей все эти инстанции не обойтись.

Редакция «Моего района» поинтересовалась в городском управлении соцзащиты, почему система обеспечения пожилых петербуржцев медицинской техникой выглядит столь запутанно и нервотрепно. Там попросили прислать официальный запрос и, возможно, когда-нибудь смогут дать точный ответ.  А вопросов у пенсионеров накопилось много:

Так ли необходимо льготнику собирать заключения у шести докторов? Почему запись к специалистам построена таким невозможным образом? Почему 91-летнюю блокадницу используют в качестве курьера вместо того чтобы пересылать документы по электронной почте? И наконец, кому была выгодна бюрократическая система оформления и выдачи аппарата вместо обычной денежной компенсации, на которую можно было купить аппарат в любом магазине? Неужели кто-то считает, что слуховой аппарат, который возвращает старикам возможность общаться с детьми и друзьями, может быть банально пропит?

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 184

Все опросы…